Лжепобеда, или как выйти из кризиса

Мировая экономика обязана своим подъемом на рубеже тысячелетий банковской системе, работающей под лозунгом «Бери сейчас – плати потом». За этот успех расплачивается все человечество, и уже не первый год.

Мировая экономика обязана своим подъемом на рубеже тысячелетий банковской системе, работающей под лозунгом «Бери сейчас – плати потом». За этот успех расплачивается все человечество, и уже не первый год.

Предоставляя кредиты любому заемщику, практически не учитывая его платежеспособность, банки превышали все допустимые риски, теряя при этом возможность управления и контроля за кредиторами. Этот принцип стали практиковать сначала в США, а затем и во всем мире. Делая мировой экономике такую мощную инъекцию, финансисты запустили негативную, но модную тенденцию жизни в долг. Сама идея кредитования не является катастрофичной, если не принимает всеобщий, глобальный, можно сказать, пирамидальный характер, который обозначили многие финансовые учреждения Европы и Азии, перенимая заокеанский опыт.

Причины кризиса во всех странах одни и те же, а пути выхода – разные. Сторонники политики жесткой экономии трубят о победе Латвии в борьбе с европейским экономическим кризисом и предлагают ее в качестве модели для подражания Греции и Испании. Европейская комиссия и Международный валютный фонд объявили об этой победе на публичном мероприятии в Риге 5 июня 2010 года, празднуя успех латвийской модели. Глава МВФ Кристина Лагард объявила, что Латвия «могла бы послужить источником вдохновения для европейских лидеров, борющихся с еврокризисом». Главный экономист МВФ Оливье Бланшар продолжил мысль, каясь, что сначала он считал латвийскую политику искусственного сдерживания и внутренней девальвации катастрофой, но теперь видит, что эти действия привели к успеху. Чтобы по достоинству оценить замечания Бланшара, надо иметь в виду, что Латвия является одной из немногих стран, которые после кризиса 2008 года практически нападали на МВФ, выбивая право на собственную экономическую и социальную политику. Заключалась она, в частности, в отказе в индексации пенсий и пособий, а также в такой мере экономии, как выплата пенсий в размере 30 % работающим пенсионерам. Позже Конституционный суд Латвии признал незаконными такие поправки к бюджету страны на 2009 год. То есть с июня 2009-го по март 2010 года государство пользовалось деньгами пенсионеров, потом вернуло их, но без каких-либо извинений и процентов за использование средств.

Впрочем, значительная часть экономических обозревателей остро критикует реализованную при помощи МВФ программу и предупреждает, что трудности еще не миновали.

Так, американские экономисты Майкл Хадсон и Джеффри Соммерс пишут в британской газете The Guardian: «Правительство Домбровскиса в 2009 году разгромило социальные льготы, урезало зарплаты и повысило безработицу… Была ли Латвия примером для подражания Греции, Ирландии и Испании?»

Исследователь из престижного Института международных исследований Университета Брауна Корнел Бан в газете Financial Times (FT) назвал реализуемые Латвией и Румынией меры экономии «контролируемым экспериментом для проверки гипотезы, что полученная от жестких мер экономии польза превзойдет негативное влияние упавших налоговых поступлений».

Если взглянуть изнутри на ситуацию в Латвии, ясным становится одно: правящая элита, говоря об успехе, мягко говоря, лукавит. Как сообщает SKDS (Центр исследования рынка и изучения общественного мнения), 53 % жителей Латвии считают, что путь преодоления экономического кризиса был неправильным и очень разрушительным для государства. Более того, во всех социальных и демографических группах меньше оказалось тех, кто согласен с утверждениями премьер-министра Валдиса Домбровскиса о том, что кризис успешно преодолен. Любопытно, что латыши отпраздновали эту «победу» над кризисом, покидая свою страну. Из Латвии уехали, по крайней мере, 450 тысяч жителей, а не 200 тысяч, как сообщает Центральное статистическое управление. К таким выводам пришел председатель общества «Центр стратегического исследования и управления», профессор Латвийского университета Андрис Дениньш совместно с иностранными экспертами. По сути, от полного краха Латвию спасли как раз эмигранты. Вот уже на протяжении нескольких лет родственники и друзья покинувших страну живут на деньги, присылаемые последними. Можно только догадываться, какие суммы ежемесячно поступают в Латвию.

Тем не менее с 1 января 2013 года в Латвии вступил в силу закон, согласно которому пособие GMI (минимальный гарантированный доход) снизилось с 40 латов (75,2 доллара) для взрослых и 45 латов (84,6 доллара) для детей до 35 латов (66,5 доллара) для всех. Власти страны объяснили такое решение тем, что снижение пособия будет стимулировать граждан искать работу. Работу, которой в стране нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter