О проблемах лыжного спорта

Лыжню нужно обновлять

Спорт оценивают по результатам. По наградам, быстрым секундам и громким победам...

Спорт оценивают по результатам. По наградам, быстрым секундам и громким победам. Нередко забывая о том, что все это — лишь вершина. Конечный продукт, напрямую зависящий от работы многих людей, которая чаще всего остается незамеченной. Председатель Федерации профсоюзов Беларуси Леонид Козик и руководитель спортивного клуба организации Александр Павловский постарались объяснить, почему завоеванные медали не всегда можно считать объективной оценкой. А заодно доказать это на примере фактически отданного под покровительство профсоюзов лыжного спорта, где в последнее время наметилась весьма интересная тенденция.


Лыжные проблемы


О роли фундамента и дефиците профессионализма тех, кто его строит, руководитель спортивного клуба профсоюзов и Белорусской федерации лыжного спорта Александр Павловский может говорить долго и обстоятельно. С точки зрения результатов лыжный спорт — не самый лучший образец. Но очень показательный. Несмотря на решение практически всех технических проблем, олимпийских чемпионов лыжникам подготовить до сих пор не удалось. Да и в Сочи команда может надеяться лишь на опыт и удачу многолетнего лидера Сергея Долидовича. В людях, по словам Павловского, кроется и главная проблема вверенного ему спорта. Но она куда глубже традиционных разговоров о засилье компьютеров и смещении интересов подрастающего поколения:


— Если еще года три назад нашей главной проблемой был дефицит лыж и условий, который ощущали не только в детских школах, но даже в нацкомандах, то сегодня ситуация другая. Благодаря поддержке профсоюзов мы смогли решить практически все материальные проблемы. Сегодня даже на юношеских республиканских соревнованиях все бегут на «Фишерах» и в полной экипировке. У нас столько лыжников в стране нет, чтобы весь инвентарь раздать. Причем качественный, современный — бери и работай. Но я столкнулся с парадоксальной ситуацией: наши тренеры не хотят учиться и пытаться сделать свою работу более эффективной. Причем дело тут совершенно не в деньгах. Пройдите по спортивным школам: сегодня модно сетовать на издевательские зарплаты тренеров, но на практике озвучиваемые 2 — 3 миллиона получают только совсем уж начинающие наставники. Те, кто отработал хотя бы лет по 5, имеют около 5 — 7 миллионов, даже если и результатов нет. При этом у тренеров хватает свободного времени, в которое они при желании могут подработать. Например, в последнее время многие увлеклись судейством соревнований. На этом кто–то даже успел погореть, когда пытался обойтись десятком судей при необходимых 20, а «лишних» приписать. Я это говорю к тому, что тренеры сегодня — не самая обиженная категория населения. Да, есть проблемы, и их обязательно нужно решать, но если человек хочет работать, если постоянно повышает свой уровень, то, поверьте, он заработает. У нас же все всех устраивает, тем более что за результат никто фактически не спрашивает. А если спросят, то выгоднее считаться «обделенной категорией». Всегда можно оправдать провалы нехваткой инвентаря или низкими зарплатами. А проблема–то в другом...


Три года назад вместе с тренерским штабом национальной команды Белорусская федерация лыжного спорта разработала систему тестов. Простых нормативов, выполнение которых позволило бы отобрать среди учеников седьмых классов тех, у кого есть предрасположенность к занятиям лыжным спортом. Для того чтобы система работала, оставалось лишь организовать по одному старту в регионах. Для решения этой, казалось бы, простой задачи лыжники в итоге подключили даже Министерство спорта: сама по себе федерация может только «выступать с предложением». Но обсуждение целесообразности тянется до сих пор. Видя тупиковость ситуации, Александр Павловский предложил отдать средства, выделяющиеся на развитие лыжного спорта в стране, в пользование федерации. Ссылался на опыт профсоюзов, эффективность использования средств которыми можно ставить в пример многим другим отраслям. Аргументировал тем, что принимать решения должны профессионалы: «Не сможем использовать эффективно — на следующий год отдайте другому виду спорта». Предложение не получило продолжения, но, по словам первого заместителя министра спорта Александра Гагиева, подобные прецеденты в белорусском спорте уже были, а в будущем «профсоюзно–лыжная» инициатива вполне может получить широкое распространение:


— По схожей схеме мы уже работали с биатлоном. Давали деньги напрямую клубу биатлона, они являлись исполнителями, но при этом мы все равно согласовывали сметы и контролировали процесс. Есть опыт подобного делегирования полномочий федерациям хоккея и футбола. И в общем–то, анализируя тот опыт, мы пришли к выводу, что такая схема работы оказывается более эффективной и удобной для всех. В конце концов, люди на местах лучше знают, куда обратиться для решения того или иного вопроса и что действительно нужно спортсменам. Проблема в том, что в нынешнем году все это начало плохо стыковаться с бюджетным кодексом. Я не хочу вдаваться в детали, но фактически даже Министерство спорта сегодня далеко не всегда вольно распоряжаться средствами так, как считает нужным. Но в будущем вполне возможно возвращение к прежнему варианту работы.


Однако, говоря о проблемах лыжников, Гагиев очерчивает их не только схемами распределения средств. В том, что в женском чемпионате страны участвует 6 человек, а на Олимпиаду в Сочи приходится везти фактически команду ветеранов, в министерстве видят в том числе и следствие кризиса инфраструктуры. В котором, впрочем, наметились положительные сдвиги.


Профсоюзные движения


Корень зла в несогласованности. Основным резервом для тяжелых видов спорта вроде лыж или легкой атлетики во все времена были регионы. При этом львиная доля инфраструктуры — трассы, ратраки, снежные пушки — была сконцентрирована в городах. В регионах, по словам Гагиева, дети занимались фактически общефизической подготовкой, а это не очень интересно. Сегодня крен этот начал выправляться:


— Условия для тренировок созданы во всех училищах олимпийского резерва, сдана лыжероллерная трасса под Могилевом, неплохая трасса появилась в Новогрудке, строится в Чаусах. В Городке к «Дажынкам» и вовсе появится целый лыжный комплекс. Понятно, что мы не сможем построить современный объект в каждой деревне, но ситуация постепенно улучшается и результаты, уверен, не заставят себя ждать.


Уверен в этом и Леонид Козик. Прошедшая не так давно неформальная пресс–конференция руководителя белорусского профсоюзного движения вместо отведенных регламентом 15 минут растянулась почти на час. Говорили не только о лыжах, но проблемы едва ли не любого вида спорта можно решать по схожим схемам, которые в последнее время достаточно успешно применяли профсоюзы. По словам Козика, в то время как коллеги–конкуренты снимали сливки, собирая под свои знамена элиту белорусского спорта, его организация занималась восстановлением фундамента. Спортивных баз, на дефицит и необустроенность которых сетуют практически в каждом из видов спорта. За последние несколько лет были отремонтированы и приведены в современный вид практически все принадлежащие обществу объекты, которых, между прочим, насчитывается более полусотни. Причем большинство — как раз в регионах. Это, по словам Козика, помогло решить еще одну проблему спорта — сохранить людей. А заодно сделать хороший задел на будущее:


— Сегодня мы «идем в село». Если вспомнить историю белорусского спорта, то нетрудно заметить, что большинство наших чемпионов — выходцы из маленьких городков и деревень. Именно там начинается спорт и там же существуют самые большие проблемы в его развитии. Поэтому при спорткомплексах и стадионах в агрогородках мы открываем отделения наших школ, нанимаем тренеров, создаем им условия. Одновременно делаем все возможное, чтобы детям из окрестных деревень было удобно добираться на тренировку. Такая система позволяет очень эффективно просматривать и отбирать школьников всего района.


В качестве примера Леонид Козик привел Браслав. Тренером отделения местной спортивной школы по лыжным гонкам с недавних пор стал Сергей Пушкарев. Известный в прошлом биатлонист на момент открытия ДЮСШ работал почтальоном и сразу загорелся идеей развития лыжного спорта в регионе. В следующем году на новой трассе, построенной рядом с профсоюзной базой отдыха, пройдет этап первенства страны. Пример этот показателен по многим причинам. Построить современную базу непросто, но собрать профессионалов, готовых там работать, — еще сложнее. И потому профсоюзная система выглядит пусть не идеальной, но весьма перспективной моделью развития спорта. Отстроенные и приведенные в порядок базы отдыха приносят доход, который позволяет общественной по своей сути организации назначать стипендии лучшим атлетам и давать тренерам возможность заработать. По словам Козика, закладываемый сегодня фундамент сможет не один год держать на себе отечественный спорт, но лишь при условии правильного его обслуживания:


— Сегодня я нередко сталкиваюсь с тем, что каждое ведомство и каждая федерация думает лишь о том, как выполнить план так, чтобы руководство не ругало. Заботятся о каких–то локальных делах и проблемах, тянут одеяло на себя, прикрываясь какими–то сиюминутными успехами. И в этом, на мой взгляд, кроется одна из серьезнейших проблем нашего спорта: при таком подходе неминуемо страдает общее дело. Чем раньше мы все поймем это, чем раньше начнем думать не только о медалях, но и о том основании, на котором они стоят, тем скорее мы сможем наладить эффективную работу. Иначе же нам скоро останется лишь вспоминать о былых достижениях.


Советская Белоруссия №15 (24398). Суббота, 25 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter