Лыжня на олимпийский пьедестал. Уроки из ошибок прошлого помогут избежать их в будущем.

Президент Федерации лыжных гонок и главный тренер сборной России Елена ВЯльбе подвела итоги завершившегося сезона. В интервью «СВ» она сообщила, что уже сейчас надо планировать олимпийские медали в Сочи, а некоторым спортсменам необходимо перейти на новую систему подготовки. 

– Елена Валерьевна, четыре награды чемпионата мира в Осло-2011, третье место в зачете Кубка наций, второе место в мужском зачете Кубка мира – что скрывается за этими сухими цифрами статистики и как вы оцениваете завершившийся сезон?

– В первую очередь за этим скрывается огромный труд всей команды – и спортсменов, и тренеров, и обслуживающего персонала. Что касается результатов, то сказать, что я ими удовлетворена и восхищена, не могу. Потому что от некоторых лыжников ожидала большего. Тенденция такова: многие спортсмены, попавшие в призы на Олимпиаде в Ванкувере, в этом сезоне на чемпионате мира повторить успех не смогли. Понятно, что спортсмен – не машина и каждый год показывать хорошие результаты очень тяжело. Я вообще не планировала никаких медалей и часто об этом говорила еще до начала сезона и мирового первенства в Осло. Считаю, планировать медали нам надо на Олимпиаду, а не на чемпионат мира. Но в любом случае команда у нас хорошая, перспективы есть. В следующий год смотрим с оптимизмом.

– Последним важным стартом сезона стал проходивший в Тюмени чемпионат России. Какие важные выводы вы для себя сделали, наблюдая за этими соревнованиями?

– В очередной раз убедилась, что дисциплина в сборной России оставляет желать лучшего. Например, несколько спортсменов не участвовали в стартах чемпионата России. Я, честно сказать, была просто возмущена! Это безответственно по отношению к тем территориям, которые хлопочут за своих спортсменов, выделяют им деньги. Ведь все они – государственные люди, а потому обязаны на международных турнирах отстаивать честь страны, а в чемпионате России сражаться за свой регион.  

– На вас возложено много обязанностей. Какие из них исполнять труднее всего?

– И президентом федерации быть сложно, и главным тренером сложно, да и обычным тренером – тоже. Если нет желания – все хлопотно и трудно. А у меня желание есть, поэтому живу в нормальной рабочей обстановке. 

– В конце марта прошло Всероссийское совещание тренеров по лыжным гонкам. Вас удовлетворили отчеты о проделанной работе старших тренеров сборной России в сезоне 2010/2011? Все ли намеченные планы были выполнены?

– Ни у одного из тренеров, кроме наставников юниорских сборных Валентина Литвинцева и Александра Кравченко, намеченные планы выполнены не были. Несмотря на всевозможные предложения Юрия Каминского о повышении функциональных качеств лыжников, он тоже не был готов к нормальному отчету о проделанной работе. В апреле, уже после тренерского совещания, прошел экспертный совет. Там тренеры анализировали результаты проделанной работы. Время на подготовку у них было, но и эти выступления меня не удовлетворили. Были хорошие времена, когда тренерский состав заставляли, стоя у доски, рассказывать, показывать, расписывать по каждому лыжнику, и все были к этому готовы.

– Ответственность за результат несут только тренеры или спортсмены тоже должны отвечать за него?

– Конечно, должны! В связи с этим меня удивляют многие лыжники своим отношением к делу. Звоню, например, одному спортсмену, прошу у него индивидуальный план. Он отвечает, что дневник вел, пока не заболел, а после выздоровления перестал... И при этом многие из них ходят ко мне, просят повышения зарплаты. Задают вопросы: почему мало заплатили, почему нет премии? А сами не несут никакой ответственности. Когда начнем спрашивать и со спортсменов, урезать им зарплаты, они начнут задумываться.

– Если наша мужская сборная достойно конкурирует с самыми сильными командами, то женская показала средний результат. В чем причина и как будет решаться эта проблема?

– Одна из причин – нет лидера, «забойщицы», которая бы пахала, а за ней все тянулись. У кого-то здоровья не хватает, а кого-то надо палкой подгонять. Сейчас у нас есть только эта команда, и надо с ней работать. Много спортсменок закончили выступления, некоторые девочки, занимавшие высокие позиции, ушли в декретный отпуск. В какой-то мере я согласна с тем, кто говорит, что женская сборная все-таки сделала шаг вперед. Если проанализировать результаты прошлых лет, то можно сказать, что в минувшем сезоне женская команда выглядела гораздо лучше. Каждая из девчонок вышла на более высокий уровень. Это положительный результат. Но говорить, что в следующем году они будут в тройке на Кубке мира, пока рано. Лыжницам из сборной на пятки наступают перспективные девочки из молодежной и юниорской команд, что очень здорово – и тех, и других  конкуренция быстрее сделает более сильными.

– И все же, чего не хватило сборной России для более успешного выступления на международных соревнованиях и каких ошибок можно избежать в ближайшем будущем?

– Не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. Промахи были у нас самые разные, в том числе и в организационном плане. Например, мы не смогли получить все восстанавливающие медикаменты, были проблемы с витаминными напитками. Кажется, мелочи, но они негативно отражаются на спортсменах и результатах. Со старшим тренером мужской сборной Олегом Перевозчиковым мы вместе проанализировали выступление команды на чемпионате мира и уже знаем, каких недочетов в будущем можно избежать и как это сделать. В целом, я считаю, выступили на «четверку». Одна золотая медаль сняла бы все разговоры. Но все-таки две гонки Максим Вылегжинин боролся с Петтером Нортугом более чем достойно. А трассу в Осло готовили специально под Нортуга, особенно финишную часть. Норвежцы целенаправленно шли к домашнему первенству планеты. Копили силы, пропускали первые этапы Кубка мира, а лидер их женской сборной Марит Бьорген даже не выступала на «Тур де Ски»… Словом, нам надо перенимать опыт конкурентов и трассу в Сочи тоже делать под наших лидеров.

– Еще год назад за сборной России тянулся неприятный шлейф допинговых скандалов. С вашим приходом на пост президента ФЛГР ситуация в корне изменилась. Как вам это удалось?

– Это не только моя заслуга. После того как жесткие санкции выдвинула FIS, пришлось и тренеров, и спортсменов отстранять от команды. Все это прекрасно знают. В постоянном контакте находимся и с РУСАДА. Провели семь семинаров: наставники, врачи команд, спортсмены. Федерация разработала антидопинговую программу. Учла все замечания и пожелания Минспорта, Олимпийского комитета, РУСАДА. Эту программу одобрила и FIS. Замечу, что многие проблемы в этой сфере происходят от элементарной безграмотности. Порой доходит до абсурда – как будто в лесу живем. Недавно одна молодая спортсменка, выступавшая на чемпионате России, принимала обычное лекарство. Купила его в  аптеке. Ну открой ты компьютер, зайди на нужный сайт, там  черным по белому написано, что этот препарат входит в число запрещенных. Написала она объяснительную: врача, дескать, не было, а с тренером этот вопрос не обсуждала. Хорошо хоть, что это лекарство не повышает работоспособность. Жаль, что так получилось, но пятно ляжет на всех. А вообще я считаю, что люди, которые не хотят играть по правилам, должны уйти из лыжных гонок. Я за чистый спорт!

– Чего ждете от предстоящего сезона?

– Следующий сезон – переходный. В нем нет первенства планеты, а до сочинской Олимпиады еще три года. Команды будут готовиться к этапам Кубка мира. Есть возможность спокойно выполнить намеченные планы. Надеюсь, что некоторые спортсмены прислушаются ко мне и попробуют новую систему подготовки. Тогда, может быть, они поймут, почему становятся «декабристами» или бегут только в марте. Для тренеров следующий год будет базовым. Годом закладки фундамента на предстоящие два сезона.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter