«Людк, а Людк! Тьфу, дер-р-ревня!»

Владимир Меньшов, озможно, недосчитался еще одного «Оскара»...

Из-за того, что «Любовь и голуби» отложили на полку, Владимир Меньшов, озможно, недосчитался еще одного «Оскара».

«Любовь и голуби» — один из тех фильмов, которые в сотый раз пересматриваешь с удовольствием.

А сколько там гениальных фраз, ставших афоризмами! Чего только стоит «Нету, дедушка, у тебя больше бабушки». Сегодня, когда создатели киноленты отмечают ее двадцатипятилетие, давайте вспомним, как она снималась.

Безвкусица или гениальность?

Картина, которую сотни тысяч людей называют своим самым любимым советским фильмом, могла вообще никогда не выйти на экраны. Причин множество. Одна из главных — свирепствовавшая в те годы антиалкогольная кампания. Тогда перед Владимиром Меньшовым сразу поставили условие: из картины должны исчезнуть все «пьяные» сцены. Режиссер бунтовал, отказывался вообще выпускать фильм. В итоге он год пролежал на полке и вышел несколько урезанным. Во многом этому поспособствовали и недруги. После «оскаровского» успеха некоторые особенно норовили вставить палки в колеса Меньшову. Например, режиссер Александр Зархи на худсовете открыто называл «Любовь и голуби» безвкусицей. Многие цеплялись к «неубедительным» образам главных героев, особенно доставалось Людмиле Гурченко. Цензура вообще беспощадно прошлась по ленте: правила, резала. В результате из двух серий получилась только одна. Автор сценария Владимир Гуркин вообще хотел убрать свою фамилию из титров. Отстраняли от дела и строптивого режиссера, который не соглашался с мнением худсовета. Но в итоге оба мастера довольны своей работой. Хотя из-за того, что картина почти год лежала на полке, она не попала на многие кинофестивали. В ее копилке только испанская «Золотая ладья». Меньшов же считает, что фильм достоин «Оскара».

Мне хочется и плакать, и смеяться

Владимир Гуркин, актер иркутского театра юного зрителя, «Любовь и голуби» написал в молодости. Это реальная история его деревенских знакомых. Разослал сценарии в несколько провинциальных театров. Ею заинтересовались в Омске, потом в «Современнике».

— То, что я оказался на премьере спектакля, одновременно случайность и закономерность, — говорит Владимир Меньшов. — Это был 1982 год, уже вышла «Москва слезам не верит». Понимал, что после «Оскара» не могу позволить себе проходную тему, замахивался на глобальный материал. Посмотрев «Любовь и голуби», осознал, что это как раз та тема, которая заставляет смеяться и плакать. И уже на следующий день я звонил Володе Гуркину, а вскоре мчался в омский драмтеатр. Кстати, Васю Кузякина в их спектакле играл известный нынче актер Юрий Кузнецов.

В поисках «сучки крашеной»

Кузнецова на главную роль Меньшов даже не рассматривал. Молодой актер тогда был очень занят: готовился к съемкам в своем первом фильме «Торпедоносцы». В голове режиссера сразу возник другой вариант — Александр Михайлов. Правда, в то время актер был очень занят и сперва отказался. Меньшов попробовал на эту роль Бориса Сморчкова, игравшего в его фильме «Москва слезам не верит», Виктора Борцова, известного к тому времени по «Покровским воротам» и «Вокзалу для двоих». Режиссер был на распутье и снова обратился к Михайлову. Во второй раз тот не отказал.

— С Надей было проще, — вспоминает Владимир Валентинович. — Нина Дорошина играла эту роль в «Современнике». Хотя я немного сомневался: согласится ли она дважды входить в одну и ту же реку? Пригласил Любовь Полищук. Но из нее получалась совсем другая Надя. А мне был нужен персонаж Дорошиной.

На роль Раисы Захаровны пробовались три актрисы: Наталья Кустинская, Ольга Яковлева и Татьяна Доронина. Последняя была утверждена. Но пока снимали другие сцены, возникла Гурченко и так органично вошла в роль, что Дорониной пришлось отказать.

— Большинство сцен с Раисой Захаровной придумал и написал я сам, — рассказывает Меньшов. — В пьесе Гуркина она появляется лишь однажды. Я написал весь ее курортный роман с Кузякиным. Горжусь диалогом: «Сучка ты крашеная!» — «Почему же крашеная? Это мой натуральный цвет».

На «детские» роли объявили открытый кастинг. Молодежь потянулась со всего Союза. В итоге сыном стал Игорь Лях, ныне заслуженный артист Российской Федерации. Младшей дочкой определили Ладу Сизоненко, которой тогда было только 12 лет. Актрисой она не стала, подалась в манекенщицы. Старшую дочку сыграла Яна Лисовская из школы-студии МХАТ. Пятнадцать лет назад, выйдя замуж за немецкого актера, она уехала в Германию. Первое время работала няней, позже, выучив язык, стала сниматься в кино. Лисовская по сей день дружна с Юлией Меньшовой, она крестная мать ее дочки Таси.

Роль дяди Мити доверили любимому актеру режиссера Сергею Юрскому. Его жену Наталью Тенякову по блату сделали бабой Шурой.

Немного лета в холодной воде

Курортный роман Кузякина и Раисы Захаровны снимали в ноябре в Карелии. Вода — 14 градусов.

— Бесстрашная и рисковая Гурченко в ужасе ждала ныряний, — вспоминает режиссер. — А ведь она еще целый диалог ведет, пока плывет! Ее поддерживала массовка, изображавшая отдыхающих. К концу съемок этого эпизода я сам прыгнул в ледяную воду, чтобы разделить общее несчастье.

Но мой любимый кадр в фильме, когда Михайлов из двери избы падает прямо в воду, потом выныривает без костюма, они вместе с Гурченко выплывают к берегу и идут по пляжу. Мы очень долго продумывали, готовили этот эпизод. Правда, была одна заминка: водолазы, которые раздевали Кузякина, никак не могли снять с него мокрый галстук.

Надолго запомню и финал картины, когда все герои стоят на крыше. Актеры — люди занятые и собрать их вместе у нас получилось лишь на двадцать минут. Дорошину гримировали прямо в вертолете по дороге на съемку и сразу же подняли на крышу, Михайлов вот-вот должен был улетать в Москву. В фильме они все спокойные, улыбаются. Но я-то помню, какое у них в то время было паническое состояние.

С волнением ждали и съемок сцены, когда на деревьях распускаются цветы. Мы специально пригласили фокусника: он подсказал нам привязать десять тростей, из которых и появятся цветы, если дернуть за веревочку. Очень хотелось, чтобы все они «выстрелили» одновременно. В итоге сработали семь, и мы были просто счастливы: кадр сняли с первого дубля.

Была рубашка в клеточку, а стала зеленой

Фильм «Любовь и голуби» войдет в историю не только как классика советского кино, но и как картина, изобилующая ляпами. Именно эту киноленту сегодня чаще других приводят в пример, когда речь идет о нестыковках в разных кадрах.

Вспомним лишь некоторые из них. Сначала на курорте Вася ходит в одном галстуке, а в следующей сцене он уже в другом, синем. Через несколько минут на рынке с Раисой Захаровной он уже в старом галстуке выбирает к глазам тот самый синий.

Или вот еще. В сцене ссоры дяди Мити и бабы Шуры у Юрского сперва рубашка в клеточку, а потом совсем другая, зеленого цвета. Киноляп заметен и в эпизоде, когда Людке сообщают о смерти бабы Шуры: девушка опускается на маленькую лавочку, которой до этого кадра в том месте не было. И таких «нюансов» в фильме немало. Но, несмотря на это, он, как и двадцать пять лет назад, по-прежнему нами любим.

-----------------------------------

О ЧЕМ ФИЛЬМ?

Василий Кузякин всю жизнь прожил в деревне со своей семьей: женой Надей и тремя детьми. Любимое увлечение Василия — разведение голубей. Как-то после полученной на работе травмы, Василию выделили путевку на море в санаторий. На курорте положительный Кузякин познакомился с импозантной дамой, сотрудницей отдела кадров предприятия, где он работает, Раисой Захаровной. Безобидное на первый взгляд знакомство переросло в бурный роман.

На фото: кадр из фильма.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter