В Белгосфилармонии в Малом зале имени Ширмы прошел чудный вечер

Люди за ширмой

В Белгосфилармонии в Малом зале имени Ширмы прошел чудный вечер...

В Белгосфилармонии в Малом зале имени Ширмы прошел чудный вечер, скроенный по всем канонам домашнего театра, венчающий торжества по случаю 80–летия Союза композиторов. Несмотря на пафосное название «Белорусский композитор. Алхимик. Творец», способное отпугнуть любого, кто немного интересуется музыкой, никакого особого пафоса не было. Наоборот, творцы демонстрировали природный юмор и завидную самоиронию. Химическая реакция любви с залом точно состоялась. Сразу 6 премьер разного засола отведала публика. Свои новые произведения представили зрелые и весьма уважаемые авторы: Галина Горелова, Всеволод Грицкевич, Владимир Курьян, Евгений Поплавский, Виталий Родионов и Лариса Симакович.


Под выкрики зала «Автора! Автора!» нарядные алхимики терций и синкоп с неизменной прямой спиной выходили на поклоны и принимали цветы. В зале сидели их «сыры» (то есть самые преданные поклонники), не скупившиеся на похвалы. Одна дама рядом в порыве восторга даже закричала «Бис!». При мысли, что музыканты камерного оркестра примут это прекраснодушие за чистую монету и заново исполнят один из опусов в четырех частях, я вжался в кресло. Но они справедливо рассудили, что слушательница просто отдала дань светскому этикету. В таком камерном зале бросалось в глаза, как после исполнения произведения определенная порция «сыров», вручив цветы и облобызав автора, организованной группой покидала филармонию. То есть даже в таком, казалось бы, спаянном мире меломанов по–прежнему есть разобщенность и пренебрежение к чужому труду. Лично мне было обидно.


В какой же форме находится современная композиторская мысль? Что ее гложет? Как и в театре, в современной музыке есть свои романтики, авангардисты, минималисты, маньеристы. Ну и в названиях своих сочинений сочинители себя не сдерживают. Например, такое: «Путь в облака–3». Как будто какой–то голливудский блокбастер. Можно пожалеть только, что не слышал первые два. Или вот еще — «Приближаясь... исчезая». Так сказать, летящей походкой ты вышла из мая. Но я бы такую лексическую вольницу композиторам запретил. Часто впечатление от произведения портится именно из–за вычурного претенциозного названия.


Стилевое разнообразие вечера варьировалось от убаюкивающих нот до истерики. Дирижер Евгений Бушков и возглавляемый им Государственный камерный оркестр к исполняемым номерам отнеслись трепетно. Самым традиционным оказался Виталий Родионов с «Пушкинской сюитой» из оперы «Дуэль» для струнного оркестра. Предельно сложным для уха прозвучал Евгений Поплавский. Размашисто и уверенно показали себя Галина Горелова и Лариса Симакович — дамы продемонстрировали доскональное владение симфонической формой. А мадам Горелова даже умудрилась использовать в своей музыке нарастающий звук звонков мобильных телефонов, от которых сегодня, конечно, никуда не деться, даже в филармонии. Сначала появляется один звонок, к нему присоединяются другие, а потом из этого вырастает какой–то адский гул — так, наверное, по мысли автора, звучит преисподняя. Пока кто–то из коллег размышляет, как писать, эти дамы берут и пишут. И широко используют не только инструменты, но и все, что под руку подвернется. Со времен композитора Джона Кейджа придумавшего пьесу «4`33», где четыре минуты тридцать три секунды звучит просто тишина, нашим композиторам тоже неймется придумать что–нибудь этакое. Самым эксцентричным стало исполнение произведения Владимира Курьяна «Перепись населения». Тут тебе и печатная машинка, и уханье не по–нашему, напоминающее выкрики «Ку!» из фильма «Кин–дза–дза», и свистки, и стуки. Сами музыканты из брас–квинтета облачились в разноцветные клоунские парики, нацепили бухгалтерские нарукавники, по мысли композитора к концу произведения превратившиеся в траурные ленты. Кто–то из музыкантов, к восторгу зала, даже поднял поминальную рюмку. Такой получился мини–спектакль.


Пожалеть можно только об одном, что разношерстная музыка современных авторов редко доходит до широкого зрителя и довольствуется малыми залами. Часто звучит фрагментарно. Да, иногда появляется на афише филармонии, но душите меня рояльной струной, этого мало. Не так крепка та башня из слоновой кости, в которой живут сочинители, как кому–то кажется. Не так прочна та ширма, которой они отгородились от мира. Там накопилось столько красоты и энергии, что проходить мимо них — форменное преступление.


Добрый зритель в 9–м ряду.

 

Советская Белоруссия №242 (24379). Вторник, 24 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter