Люди высокого полета

Стать пилотом — мечта многих, но удел избранных. И в наши дни романтика полетов не теряет остроты ощущений и яркости красок. Дерзнувшие покорить небо обязаны быть сильны в науках, оставаться физически крепкими и психологически устойчивыми, обладать логикой и аналитическим мышлением, умением брать на себя большую ответственность. В общем, быть лучшими из лучших...

Пилот-инструктор ОАО «Авиакомпания «Белавиа» Денис Гершончик и второй пилот Александр Караблик.

Белорусская государственная академия авиации в 2021 году впервые объявила набор на специальность «летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации». Главный акцент здесь всегда делали на высоком качестве подготовки авиационного персонала. Для обучения по новой специальности в конце прошлого года была значительно обновлена материально-техническая база. Чтобы курсанты могли детально изучать конструктивные особенности самолета и его систем, закуплены тренажерные комплексы на основе виртуальной и дополненной реальности.

Для отработки навыков пилотирования — авиационные тренажеры на различные типы воздушных судов: виртуальный процедурный тренажер Boeing 737 NG и летно-навигационный процедурный Diamond DA-42NG. Ведь прежде чем будущий пилот сядет в кабину самолета, необходимо до автоматизма отработать знания и навыки на симуляторе, чтобы быть уверенным и, как принято говорить в авиации, чувствовать штурвал.

КОМПЕТЕНТНО

Директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский:


— Белорусская государственная академия авиации на сто процентов оправдывает свое название, поскольку здесь ведется подготовка по всем категориям авиационного персонала.

Наша задача совместно с авиационными организациями обеспечить достойное, а главное, практико-ориентированное обучение курсантов. Чтобы выпускники были подготовленными специалистами и работали на благо гражданской авиации.

Набор на специальность «летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации» открыт очень своевременно, поскольку существует естественная убыль летного состава: пилоты выходят на заслуженную пенсию. К тому же с развитием гражданской авиации происходит интенсификация воздушных полетов, растет мобильность граждан, и все это требует большого количества пилотов. Так что потребность в этих специалистах будет закрыта собственными профессиональными кадрами, подготовка которых началась в БГАА с 2021 года.

Сегодня наша приоритетная задача — сформировать национальный бренд школы подготовки пилотов, чтобы во всем мире знали: в Беларуси качество обучения летного состава на высочайшем уровне. И что наши пилоты обладают такой степенью летного мастерства, которая дает ощущение максимальной безопасности и комфорта.

Курсант Сергей Канашиц, второй пилот Анатолий Князев.

Достигая мечты

— Академия авиации — это сплоченная команда профессионалов, влюбленных в небо. И мы по праву гордимся тем, что наши выпускники работают во многих странах мира, почти на всех континентах. Такая востребованность — свидетельство высокого качества педагогического состава и материально-технического обеспечения, его обновления и совершенствования. Сегодня в академии есть все, чтобы предоставить учащимся возможность достигнуть своей высокой цели и заветной мечты, — делится ректор БГАА Артем Шегидевич. — Теперь подспорьем в этом станут и авиатренажеры Diamond DA-42NG и Boeing 737 NG для обеспечения подготовки курсантов — будущих пилотов. Благодаря имитации динамики полета, поведения различных систем навигационного оборудования и работы систем реального воздушного судна такие устройства позволяют отрабатывать навыки пилотирования самолетов в штатном и аварийном условиях полета при любых метеорологических условиях.

Панель авионики, расположение кнопок и выключателей, а также часть управляющих элементов — штурвал, педали, ручка управления двигателями — представляют собой физические аналоги реального оборудования самолета. Это позволяет досконально отработать навыки управления воздушным судном и «протокол» взаимодействия членов летного экипажа в полете.

Высококвалифицированные профессионалы не имеют права на ошибку в воздухе, поскольку цена ее слишком высока. Пилоты в ответе за безопасность экипажа и пассажиров на борту, которых необходимо благополучно доставить к месту назначения. Поэтому так важна тренажерная подготовка — это часть обязательной программы обучения, ее современный стандарт.

БГАА продолжает держать руку на пульсе, отслеживая новые тенденции в образовании. Дальнейшее развитие академии, без сомнения, связано с вектором прогресса авиационной отрасли и совершенствованием подходов к практическому обучению.

Авиатренажер Diamond DA-42NG

ЦИФРА

За всю историю существования БГАА подготовлено более 15 тысяч высококвалифицированных авиационных специалистов. Сегодня на факультете гражданской авиации, военном факультете и отделении среднего специального образования профессию получают более 1300 курсантов. В стенах престижного вуза учатся курсанты из России, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Кот-д’Ивуара, Шри-Ланки, Нигерии, Венесуэлы, Израиля, Йемена и других стран.
Курсант Назар Бычковский, пилот Олег Довляшевич.

Набирая высоту

Как происходит работа на тренажере, удалось испытать на себе. Садимся в кабину DA-42NG...

— Это аналог воздушного судна Diamond-42 NG, предназначенный для отработки полета в реальных условиях. Эргономика кабины соответствует параметрам настоящего летательного аппарата, — комментирует пилот ООО «Авиационный учебный центр «Даймонд» Олег Добляшевич. — Сейчас мы находимся в Беларуси, Международном аэропорту Минск-2. Ночь, за бортом воздушного судна снег. К слову, тренажер может имитировать любые погодные условия: сильный и умеренный дождь или снег, обледенение воздушного судна, грозовую деятельность и другое. Начинается все с процесса проверки всех систем самолета. Звучит команда «от винта!», запускаем двигатель (тренажёр выдаёт характерный звук) и... начинается взлёт, набор высоты.

Надо сказать, что ощущения полета в действительности вполне реальные. Сидя в кабине, вы чувствуете крен самолета во время разворота, есть визуальное восприятие высоты, в какой-то момент может начать укачивать...

— Такая отработка полета помогает сформировать необходимый стереотип действий при возникновении внештатных и аварийных ситуаций, — продолжает Олег. — На все подобные случаи есть четкие алгоритмы реагирования пилотов, и для закрепления их надо не единожды повторять.

Например, при отказе одного двигателя самолет позволяет продолжить полет на другом рабочем двигателе, однако при этом появляются различные трудности пилотирования, например, скольжение на крыло. В этой ситуации приходится, как говорят, «держать» воздушное судно. Если позволяют возможности, следуем до аэродрома назначения, если же нет, подбираем запасной.

Макет взлетной полосы, курсанты Алексей Комлач, Никита Романчук, Вадим Вершинин, Дарья Красько..
ДОСЬЕ

В 1974 году министр гражданской авиации СССР маршал авиации Борис Бугаев подписал приказ № 154, согласно которому было создано Минское авиационное техническое училище гражданской авиации с перспективой дальнейшей его трансформации в высшее учебное заведение.

В 2001 году училище переименовано в Минский государственный высший авиационный колледж. А в 2015‑м получен статус Белорусской государственной академии авиации. Сегодня здесь обучают инженеров и техников по всем направлениям, связанным с техническим обслуживанием воздушных судов и их оборудования, диспетчеров по управлению воздушным движением, пилотов, инженеров по эксплуатации беспилотных авиационных комплексов, а с 2023 года начнется подготовка специалистов по логистике авиационных перевозок.
Курсант Даниил Прокопеня.

Мне бы в небо

— Некоторые молодые люди, поступив на обучение в БГАА, по незнанию полагают, что работа пилота — это безграничная свобода. Но в целом мнение ошибочно, поскольку все законы авиации строжайшим образом прописаны в международных правилах и конвенциях. Это четкие алгоритмы действий в работе, которым необходимо неукоснительно следовать, — делает важный акцент пилот-инструктор ОАО «Авиакомпания «Белавиа» Денис Гершончик. — Еще стоит понимать, что пилот — штучная специальность, к которой надо иметь талант и определенные склонности, особые волевые и интеллектуальные качества. Все это определяет эксклюзивность профессии и ее высокий статус.

…Большой прогресс в том, что БГАА нашла средства и возможности приобрести для своих курсантов, обучающихся по специальности «летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации», современные тренажеры. Подготовка на них — неотъемлемая часть эффективного учебного процесса.

— Смотрите, сейчас мы находимся в тренажерном устройстве, который представляет собой кабину Boeing 737 NG — современного воздушного судна. Что видим? Два кресла, две штурвальные колонки, рычаг управления двигателями, три дисплея, рычаг управления шасси, — комментирует Денис. — Виртуальный процедурный тренажер дает возможность задавать любые условия полета и моделировать различные ситуации, освоить важные азы воздушной навигации и пилотирования воздушного судна. «Прокачать» навыки курсанта, чтобы в реальном полете не допустить ошибок или свести их к минимуму.

УНП 100005688
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter