Работники театра вспоминают забавные истории
31.03.2016 10:22:50
Столько профессий существует в храме Мельпомены, что не сосчитать. Его служители, которых обычно не увидишь на сцене, рассказали о самых запоминающихся и забавных моментах, которые делают их работу лучшей на свете.
Если вам всегда хотелось, чтобы вокруг происходили безумные вещи, все время что-то терялось и находилось, бегали какие-то люди в костюмах из другой эпохи, то профессия ассистента или помощника режиссера идеально подходит.
– Во время спектаклей я постоянно за кулисами. И если случается что-то непредвиденное, а оно обязательно случается, моя задача – помочь все исправить, – рассказывает Ирина Римша, ассистент режиссера в театре Геннадия Гладкова «Территория мюзикла». – Мы используем шкафы-трансформеры, веревки, шторки и другие предметы, которые в нужный момент появляются или, наоборот, исчезают, позволяя быстро сменить обстановку, место действия. Иногда что-то не срабатывает. На спектакле «12 стульев» однажды пришлось незаметно пробираться на сцену, чтобы отцепить веревку, которая не хотела сдвигаться с места. Меня никто не увидел, правда, зрители могли заметить возникающие из ниоткуда руки.
На гастролях, например, бывает нужно экстренно найти, чем заменить забытые в Минске элементы костюмов. Или придумать, как приспособить местную сцену, если на ней не хватает необходимых элементов.
– На некоторых спектаклях актеры очень быстро меняют наряды, и я часто помогаю нашим девочкам переодеваться, подаю реквизит. Если спектакль «зеленый», то есть последний в сезоне, то по традиции можно пошалить: дать в руки не тот предмет или положить груз в чемодан.
В театре полно суеверий. Считается, что уколоться на примерке булавкой – к удаче. Некоторые специально просят, чтобы их «зацепили». Ольга Тимоховцева, модельер-конструктор из Большого театра оперы и балета, считает, что если артистам помогает, ради бога:
– А вот у нас с коллегами своя примета. Если хочешь, чтобы костюм не возвращали на доработку, то после примерки нужно бросить вслед уходящему вешалку. Некоторые так и делают.
Каждый день Ольга придумывает, как воплотить в жизнь идею художника по костюмам. Порой решения приходят во сне. Иногда приходится работать очень быстро. Например, за два дня изготовить балетную пачку:
– Это практически нереальная задача. Артист должен все время находиться в мастерской. А недавно нужно было за неделю сделать три костюма на солистку к балету «Спартак».
У каждого артиста свои предпочтения. Например, некоторые балетные просят сделать костюм потуже, чтобы затянуть талию. А некоторые, наоборот, хотят свободнее, чтобы можно было поесть и еще вздохнуть при этом.
– Заметила такую тенденцию. Если артист едет на конкурс и выступает в костюме, который прошел через мои руки, занимает призовое место. Может, это потому, что я очень люблю свою работу и вкладываю в нее душу.
Художник по свету Андрей Драко попал в Белорусский государственный театр кукол совершенно случайно:
– Это был 1996 год. Шел мимо театра и увидел объявление, что требуется монтировщик сцены. Я и откликнулся. Через два года предложили поработать осветителем, а потом и художником по свету.
Во время спектаклей Андрей сидит в специальной рубке и видит все происходящее в зале и на сцене:
– Бывало, у куклы в неподходящий момент отваливается голова. Зрителям смешно, актеру еще смешнее, ведь впереди действие, и ему надо как-то играть.
Курьезов хватает. Много веселого случается не во время спектаклей.
– Администратор, который у нас когда-то работал, однажды на остановке увидел, как прохожая изучает афишу нашего театра. В объявлениях тогда указывали его контактный номер. Смотрит, что дама достает телефон, и думает: «Сейчас же мне будет звонить». Так и случилось. Они находятся рядом и ведут такой диалог: «Здравствуйте, можно ли купить билеты?» – «Можно, а где вы находитесь?» – «На остановке». – «Сейчас доставим». Тут же подходит к ней и передает квитки. Сказать, что женщина очень удивилась, это ничего не сказать.
Деревья, яблоки и птицы. Троны, мечи с механизмами, ходячий слон… – художник-скульптор Большого театра Татьяна Байдалова может смастерить все.
– Как изготовить копье, которое будто бы пронзает героиню? Или руки, которые отрубили на глазах у изумленной публики? Это все трюки. Честно скажу: мы, бутафоры, в работе редко обращаемся к какой-то литературе. Если смотреть, как правильно делать, понадобится целое производство, и задача невыполнима. Поэтому включаются фантазия, опыт владения материалом и авантюризм.
Бутафоры создают скорее не сами предметы, а их образы. Поэтому не все выглядит как настоящее. Но еда нередко получается настолько реалистичной, что кто-нибудь обязательно норовит попробовать:
– Сделаем, например, стопку блинов, квашеную капусту, колбасу, булочку или пирожное, которые смотрятся так аппетитно, что невольно захочешь их съесть.
Труда вкладывается много, и бывает обидно, если кто-нибудь попробует на зуб поролоновый апельсин или пожует резиновый виноград.
– Увидят у меня в цехе букет, который подарили на день рождения, или торт, и говорят: «Они как настоящие!». Никому в голову не приходит, что у нас может быть что-то настоящее.
Спектаклей в Большом много, иногда мастерская превращается в средневековый замок или склеп.
– До реставрации мы делали черепа, гробы в паутине. Все было очень весело, но одному в помещении все-таки жутко. Первым на работу приходил кубанский казак Игорь, но мастерскую открывал, только когда появлялся еще кто.
Быстро, еще быстрее
Если вам всегда хотелось, чтобы вокруг происходили безумные вещи, все время что-то терялось и находилось, бегали какие-то люди в костюмах из другой эпохи, то профессия ассистента или помощника режиссера идеально подходит.
На гастролях, например, бывает нужно экстренно найти, чем заменить забытые в Минске элементы костюмов. Или придумать, как приспособить местную сцену, если на ней не хватает необходимых элементов.
– На некоторых спектаклях актеры очень быстро меняют наряды, и я часто помогаю нашим девочкам переодеваться, подаю реквизит. Если спектакль «зеленый», то есть последний в сезоне, то по традиции можно пошалить: дать в руки не тот предмет или положить груз в чемодан.
Вешалка в спину
В театре полно суеверий. Считается, что уколоться на примерке булавкой – к удаче. Некоторые специально просят, чтобы их «зацепили». Ольга Тимоховцева, модельер-конструктор из Большого театра оперы и балета, считает, что если артистам помогает, ради бога:
Каждый день Ольга придумывает, как воплотить в жизнь идею художника по костюмам. Порой решения приходят во сне. Иногда приходится работать очень быстро. Например, за два дня изготовить балетную пачку:
– Это практически нереальная задача. Артист должен все время находиться в мастерской. А недавно нужно было за неделю сделать три костюма на солистку к балету «Спартак».
У каждого артиста свои предпочтения. Например, некоторые балетные просят сделать костюм потуже, чтобы затянуть талию. А некоторые, наоборот, хотят свободнее, чтобы можно было поесть и еще вздохнуть при этом.
– Заметила такую тенденцию. Если артист едет на конкурс и выступает в костюме, который прошел через мои руки, занимает призовое место. Может, это потому, что я очень люблю свою работу и вкладываю в нее душу.
Высоко сижу, далеко гляжу
Художник по свету Андрей Драко попал в Белорусский государственный театр кукол совершенно случайно:
Во время спектаклей Андрей сидит в специальной рубке и видит все происходящее в зале и на сцене:
– Бывало, у куклы в неподходящий момент отваливается голова. Зрителям смешно, актеру еще смешнее, ведь впереди действие, и ему надо как-то играть.
Курьезов хватает. Много веселого случается не во время спектаклей.
– Администратор, который у нас когда-то работал, однажды на остановке увидел, как прохожая изучает афишу нашего театра. В объявлениях тогда указывали его контактный номер. Смотрит, что дама достает телефон, и думает: «Сейчас же мне будет звонить». Так и случилось. Они находятся рядом и ведут такой диалог: «Здравствуйте, можно ли купить билеты?» – «Можно, а где вы находитесь?» – «На остановке». – «Сейчас доставим». Тут же подходит к ней и передает квитки. Сказать, что женщина очень удивилась, это ничего не сказать.
Не кусайте апельсины
Деревья, яблоки и птицы. Троны, мечи с механизмами, ходячий слон… – художник-скульптор Большого театра Татьяна Байдалова может смастерить все.
Бутафоры создают скорее не сами предметы, а их образы. Поэтому не все выглядит как настоящее. Но еда нередко получается настолько реалистичной, что кто-нибудь обязательно норовит попробовать:
– Сделаем, например, стопку блинов, квашеную капусту, колбасу, булочку или пирожное, которые смотрятся так аппетитно, что невольно захочешь их съесть.
Труда вкладывается много, и бывает обидно, если кто-нибудь попробует на зуб поролоновый апельсин или пожует резиновый виноград.
– Увидят у меня в цехе букет, который подарили на день рождения, или торт, и говорят: «Они как настоящие!». Никому в голову не приходит, что у нас может быть что-то настоящее.
Спектаклей в Большом много, иногда мастерская превращается в средневековый замок или склеп.
– До реставрации мы делали черепа, гробы в паутине. Все было очень весело, но одному в помещении все-таки жутко. Первым на работу приходил кубанский казак Игорь, но мастерскую открывал, только когда появлялся еще кто.