Работники театра вспоминают забавные истории

Люди театра

Столько профессий существует в храме Мельпомены, что не сосчитать. Его служители, которых обычно не увидишь на сцене, рассказали о самых запоминающихся и забавных моментах, которые делают их работу лучшей на свете.


Быстро, еще быстрее


Если вам всегда хотелось, чтобы вокруг происходили безумные вещи, все время что-то терялось и находилось, бегали какие-то люди в костюмах из другой эпохи, то профессия ассистента или помощника режиссера идеально подходит.

– Во время спектаклей я постоянно за кулисами. И если случается что-то непредвиденное, а оно обязательно случается, моя задача – помочь все исправить, – рассказывает Ирина Римша, ассистент режиссера в театре Геннадия Гладкова «Территория мюзикла». – Мы используем шкафы-трансформеры, веревки, шторки и другие предметы, которые в нужный момент появляются или, наоборот, исчезают, позволяя быстро сменить обстановку, место действия. Иногда что-то не срабатывает. На спектакле «12 стульев» однажды пришлось незаметно пробираться на сцену, чтобы отцепить веревку, которая не хотела сдвигаться с места. Меня никто не увидел, правда, зрители могли заметить возникающие из ниоткуда руки.

На гастролях, например, бывает нужно экстренно найти, чем заменить забытые в Минске элементы костюмов. Или придумать, как приспособить местную сцену, если на ней не хватает необходимых элементов.

– На некоторых спектаклях актеры очень быстро меняют наряды, и я часто помогаю нашим девочкам переодеваться, подаю реквизит. Если спектакль «зеленый», то есть последний в сезоне, то по традиции можно пошалить: дать в руки не тот предмет или положить груз в чемодан.

Вешалка в спину


В театре полно суеверий. Считается, что уколоться на примерке булавкой – к удаче. Некоторые специально просят, чтобы их «зацепили». Ольга Тимоховцева, модельер-конструктор из Большого театра оперы и балета, считает, что если артистам помогает, ради бога:

– А вот у нас с коллегами своя примета. Если хочешь, чтобы костюм не возвращали на доработку, то после примерки нужно бросить вслед уходящему вешалку. Некоторые так и делают.

Каждый день Ольга придумывает, как воплотить в жизнь идею художника по костюмам. Порой решения приходят во сне. Иногда приходится работать очень быстро. Например, за два дня изготовить балетную пачку:

– Это практически нереальная задача. Артист должен все время находиться в мастерской. А недавно нужно было за неделю сделать три костюма на солистку к балету «Спартак».

У каждого артиста свои предпочтения. Например, некоторые балетные просят сделать костюм потуже, чтобы затянуть талию. А некоторые, наоборот, хотят свободнее, чтобы можно было поесть и еще вздохнуть при этом.

– Заметила такую тенденцию. Если артист едет на конкурс и выступает в костюме, который прошел через мои руки, занимает призовое место. Может, это потому, что я очень люблю свою работу и вкладываю в нее душу.

Высоко сижу, далеко гляжу


Художник по свету Андрей Драко попал в Белорусский государственный театр кукол совершенно случайно:

– Это был 1996 год. Шел мимо театра и увидел объявление, что требуется монтировщик сцены. Я и откликнулся. Через два года предложили поработать осветителем, а потом и художником по свету.

Во время спектаклей Андрей сидит в специальной рубке и видит все происходящее в зале и на сцене:

– Бывало, у куклы в неподходящий момент отваливается голова. Зрителям смешно, актеру еще смешнее, ведь впереди действие, и ему надо как-то играть.

Курьезов хватает. Много веселого случается не во время спектаклей.

– Администратор, который у нас когда-то работал, однажды на остановке увидел, как прохожая изучает афишу нашего театра. В объявлениях тогда указывали его контактный номер. Смотрит, что дама достает телефон, и думает: «Сейчас же мне будет звонить». Так и случилось. Они находятся рядом и ведут такой диалог: «Здравствуйте, можно ли купить билеты?» – «Можно, а где вы находитесь?» – «На остановке». – «Сейчас доставим». Тут же подходит к ней и передает квитки. Сказать, что женщина очень удивилась, это ничего не сказать.

Не кусайте апельсины


Деревья, яблоки и птицы. Троны, мечи с механизмами, ходячий слон… – художник-скульптор Большого театра Татьяна Байдалова может смастерить все.

– Как изготовить копье, которое будто бы пронзает героиню? Или руки, которые отрубили на глазах у изумленной публики? Это все трюки. Честно скажу: мы, бутафоры, в работе редко обращаемся к какой-то литературе. Если смотреть, как правильно делать, понадобится целое производство, и задача невыполнима. Поэтому включаются фантазия, опыт владения материалом и авантюризм.

Бутафоры создают скорее не сами предметы, а их образы. Поэтому не все выглядит как настоящее. Но еда нередко получается настолько реалистичной, что кто-нибудь обязательно норовит попробовать:

– Сделаем, например, стопку блинов, квашеную капусту, колбасу, булочку или пирожное, которые смотрятся так аппетитно, что невольно захочешь их съесть.

Труда вкладывается много, и бывает обидно, если кто-нибудь попробует на зуб поролоновый апельсин или пожует резиновый виноград.

– Увидят у меня в цехе букет, который подарили на день рождения, или торт, и говорят: «Они как настоящие!». Никому в голову не приходит, что у нас может быть что-то настоящее.

Спектаклей в Большом много, иногда мастерская превращается в средневековый замок или склеп.

– До реставрации мы делали черепа, гробы в паутине. Все было очень весело, но одному в помещении все-таки жутко. Первым на работу приходил кубанский казак Игорь, но мастерскую открывал, только когда появлялся еще кто.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter