Люди, приятные во всех отношениях

О кондукторах

Что ни город, то норов. Даже в транспорте. Помню, приезжая в Гомель, я удивлялся, что на каждом маршруте «дежурили» кондукторы, когда в Минске такого еще и в помине не было. Дождались. Cейчас почти в каждом автобусе или трамвае встретишь человека в темно–синем жилете с рулонами билетов. Подойдет такая тетя или дядя к пассажиру и — хоть стой хоть падай, а кошелек придется вывернуть наизнанку. Даже если едешь всего одну остановку. Поначалу некоторых это особенно возмущало...


Раньше как получалось? Заскочишь в салон, чтобы быстро преодолеть пару кварталов от банка до магазина, и вышмыгнешь незаметно. Прокатился с ветерком — и никому ничего не должен. А теперь, будь добр, рассчитайся по полной за транспортировку на четырех колесах...


Кондукторы бывают разные: пенсионеры и студенты, грубоватые мужики, грузные тети и ухоженные интеллектуальные дамы, любящие с каждым пассажиром переброситься парой фраз не только о погоде, но порой и о полетах в космос. У нас в районе за несколько лет сформировался свой «кондукторский клан»: сотрудников «Минсктранса» узнаешь, и они тебя признают — не требуют предъявлять проездной, только улыбаются.


Одна милая молодая контролерша всем всегда говорит: «Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!» Перед такой не устоишь — расплатишься, а то и свою остановку пропустишь заглядевшись–заслушавшись...


Если бы я руководил кондукторской службой, то проводил бы спецотбор сотрудников: они должны быть приветливы, хотя бы слегка привлекательны, чтобы вызывать у пассажира не полный досады стон: «Опять приперлась по мою душу!», а чуть ли не желание рассчитаться за проезд вне очереди.


Поначалу напряженные отношения пассажиров и агентов «Минсктранса» теперь вошли в спокойную колею. Лишь изредка случаются стычки, о коих и стыдно говорить. Но все же стоит. Садится парень в автобус. На лобовом стекле табличка черным по белому гласит, что в салоне работает кондуктор. Однако вот он появляется перед «новичком», а тот и глазом не моргнет, будто перед ним не человек во плоти, а мираж.


— Ваш билетик! — законно требует сотрудница «Минсктранса», намотавшая за день вдоль салона туда–назад приличные километры, но тем не менее уравновешенная и вежливая.


— Нет денег! — тоном, не терпящим возражений, сообщает «заяц».


В карман то ли к бедняку, то ли к хитрецу не полезешь, естественно. Начинается философский диспут. Одна сторона разъясняет: у нее есть план продажи билетов и обязанность контролировать оплату проезда. Ответчик парирует: а у меня пустой кошелек и дома ждет жена, плачут дети. У самого сумка продуктов. Ужин будет сытный. Наверное, последние гроши отданы ради пира. А что есть семье кондукторши? Ведь не продаст «норму» билетов — пойдет домой несолоно хлебавши. А будет выручка — будет премия, и только так. Да что до того пассажиру?! Ему бы по старинке «проскочить»...


Наблюдая эту картину, замечая не раз, как контролер протискивается в час пик между тел и совершает этот нехитрый, но неудобный и неблагодарный «рейс» по сотне раз за неделю, я преклоняюсь перед трудом людей в синих жилетах. И говорю спасибо тем из них, которые, сохраняя достоинство, подходят индивидуально к каждому пассажиру. Здороваются, предлагают проездные, интересуются, как дела, как жизнь. Не все такие, но без них уже не представляешь путешествия от дома до работы.


Захожу в троллейбус, если есть свободное место — сажусь и спокойно читаю газету. Знаю, что ко мне подойдет кондуктор и предложит билет. Не нужно из задних дверей совершать марафонский забег к кабине водителя, чтобы стоять в очереди за талончиком, не приходится запасаться билетами впрок и можно не бояться, что нагрянет бригада контролеров и выведет под белы ручки, если вдруг оказался без проездного документа.


Кондуктор — гарантия спокойствия пассажира. И его лучший друг — если найти к такому человеку подход. На днях мне нужно было проехать одну остановку — пару сотен метров, а кондуктор, глянув на меня, улыбнулась: «Ладно. Не доставайте деньги. Я же понимаю»...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter