Люди. Мост. И Дисна...

И берег левый в Шарковщине краше стал, и берег лучше – правый

И берег левый в Шарковщине краше стал, и берег лучше – правый

В Шарковщине готовятся к открытию моста. Будет, конечно, торжественный момент. Красная ленточка. Администрация райисполкома во главе с председателем Мечиславом Морхатом. Представители руководства области и строителей. Праздничные горожане по обоим берегам Дисны. Словом, состоится событие, которого ждали. Мост-то хоть фактически и новый, но формально старый — ему от рождения больше полувека. Пока мостостроители разбирали и собирали его заново, на что ушло чуть больше года, и местные власти, и сами горожане, не жалуясь на понятные неудобства, времени даром не теряли. Те транзитные путники, которые в миорском и браславском направлениях объезжали Шарковщину по кольцевой дороге, кстати, с современным мостом через ту же Дисну, завтра, заглянув сюда уже по новому путепроводу, найдут даже не десять – больше отличий. За несколько лет, а за последний год особенно, райцентр превратился (и продолжает это делать!) в современный, пусть и провинциальный, уютный городок.

Если точнее, за этот год с небольшим, что прошел с начала реконструкции, благоустраивались не только прибрежная часть города, и не только сам город, а весь район. Особенно его центральные усадьбы и сразу два агрогородка в Лужках и Бильдюгах, намеченные к сдаче также к концу уходящего года. Но это несколько другая тема, а сейчас…

Сейчас, после того как мост торжественно откроют и два берега Дисны снова надежно и прочно соединятся в самом центре Шарковщины (на время ремонта действовал только пешеходно-велосипедный переход), количество бывающего в ней приезжего люда, безусловно, увеличится. По обе стороны главной дороги, неспешно плутающей по городу и уходящей дальше к северо-западу, на Браслав и Прибалтику, есть много того, на чем, как говорится, глаз успокоится и сердце возрадуется. Отреставрированные тротуары и оригинальные заборчики, обновленные светлые фасады и ярко-красные крыши домов, цветы и сочная зелень в соответствующие поры года и подсветка в темное время суток. Этот европейский шарм очень к лицу райцентру, его продолжают комфортные, выложенные плиткой парковки возле похорошевших магазинов потребкооперации и недавно отстроенных частных торговых модулей и кафе. Более того, торговая сеть в городке совершенствуется: тут и там видны близкие к завершению новостройки. Кстати, возродилась и возрождается былая слава одного из стародавних поселений на севере Беларуси (бывшему поместью Шарковщина уже перевалило за 500 лет!) как центра торговли и промыслов. Райисполком, очень тонко и деликатно вникнув в историю и перспективы города, отстроил на когда-то полуболотистом пятачке возле железнодорожной станции просторный рынок, и теперь по субботам сюда съезжается торговый люд из многих районов Витебщины да и из Прибалтики тоже. Словом, как когда-то с именем графов Лопатинских был связан расцвет хозяйственного и культурного строительства поместья, так сегодня современники – жители города, получившего Магдебургское право, кстати, еще в 1767 году, связывают все позитивные перемены с развернувшимся повсеместно на Белой Руси возрождением сел, малых городков и райцентров.

— Можно сказать, положено только начало мощной социальной программе возрождения и обустройства, — комментирует председатель райисполкома Мечислав Морхат. – Но уже сейчас, бывает, заезжают в гости к шарковщинцам иностранцы, и, увидев как здесь связываются воедино день вчерашний и день завтрашний, они не исключают планирование своих будущих туристических маршрутов по нашему краю.

Прямо с нового моста попадаешь на главную площадь райцентра. И она неузнаваемо изменилась к лучшему. Райисполком, поликлиника, почта, отделения банков, гостиница, обелиск погибшим в годы Великой Отечественной в сквере с английским газоном — у всех этих зданий и сооружений современный вид и обновленный дизайн. Правда, давненько закрыто на реконструкцию интересное по архитектуре здание универмага. Ремонт его начался и приостановился. Вот почему местная власть настойчиво ищет компромиссы и рассчитывает на активную помощь облпотребсоюза. В этом, пожалуй, главная проблема общей благоустроенности центра города.

Что же касается самого моста, то, по словам директора УКСа райисполкома Василия Зубовича, за более чем вековую эксплуатацию сталежелезобетонный путепровод получил ряд аварийных дефектов в пролетах и опорах, имел малую пропускную способность. В прошлом году объект включен в план строительства, выделены необходимые средства из республиканского и областного дорожных фондов, РУП «Мостострой» выступил генподрядчиком. Ему помогали шарковщинские ДРСУ-131 и ДСУ-26, а также ПК «Контакт» из Глубокого. Так, сообща, и возвели, по сути, новый мост длиной в 91,8 метра с более широкой проезжей частью, тротуарами и освещением. После чего левый берег Дисны стал еще ближе к правому, и наоборот. Ну а краше и лучше они будут с каждым прожитым нами днем.

Говорят, парень и девушка из Шарковщины, чьи дома по разные берега Дисны, запланировали свою свадьбу чуть ли не назавтра после открытия обновленного моста. Что ж, расчет верный: как в той популярной песне, влюбленных много в городе, а он, мост, один на переправе…

Кстати. Весной 2006 года в Шарковщине предполагается торжественный ввод в строй газопровода с природным «голубым топливом». Стало быть, откроется еще один мост в завтра!

Сергей МИХОВИЧ, «Р»

 

На снимках: новый мост за несколько дней до торжественного открытия и вид летом на центр Шарковщины с высоты птичьего полета.

Белорусские «лунатики»

В уходящем году две значимые даты отметили люди, имевшие в советские времена непосредственное отношение к развитию космического ракетостроения и отправке на «ночное светило» автоматического аппарата «Луноход-1». Если о полувековом юбилее всемирно известного космодрома Байконур (а первое здание в тамошнем городе Ленинске было заложено военными строителями 5 мая 1955 года) сообщали многие газеты и журналы, электронные СМИ, то вторая полукруглая дата – 35-летие прилунения космической станции «Луна-17» в Море Дождей — осталась как бы в тени.

А ведь белорусам это событие должно быть тем более интересно, потому что сразу двое наших земляков принимали непосредственное участие в подготовке космического «внедорожника» к поездкам по Луне. Это штурманы, или, как их в шутку называли, «сидячие космонавты» Викентий Самаль из Молодечно и Константин Давидовский из деревни Избудище (почти что гость из будущего. – Авт.).

«Луноход-1» начал свою работу на далекой планете 17 ноября 1970 года, последний сеанс связи зафиксирован 14 сентября следующего года, хотя «контакт» пробовали наладить до 4 октября 1971-го… Чуть больше года назад, немного не дотянув до 70-летия, трагически погиб Константин Константинович Давидовский. Перед этим , гостя на малой родине в Слуцке, он посетил местный краеведческий музей, где, спасибо его работникам, записаны воспоминания земляка. Прежде чем их процитировать, отметим, что «футбольную команду» из 11 человек испытателей отобрали почти из полусотни молодых офицеров.

Интересная деталь: «лунатики» не должны были иметь навыков вождения каких бы то ни было транспортных средств, дабы эти «вредные земные привычки» не мешали лунному делу. И еще пару «образовательных» строк из досье «водителя лунохода»: Тульское оружейное училище, служба на космодроме Плесецк, Ростовское артиллерийское училище. При попытке поступить в дипломатическую академию его и «завербовали» в своеобразный космический отряд. После была работа на машиностроительном заводе, где разрабатывались межпланетные станции. А теперь его краткий рассказ:

«Центр управления базировался недалеко от Симферополя. Здесь для тренировки устроили специальный лунодром, имитировавший лунный рельеф. Персонал состоял из двух команд, работающих по очереди. В каждой из них был командир, водитель, штурман-навигатор, бортинженер, оператор остронаправленной антенны и один резервный водитель.

Когда аппарат в 1970 году прилунился, мы все здорово переживали, что луноход утонет в пыли либо застрянет в кратере. Через два с половиной часа, ушедших на осмотр места посадки, «Луноход-1» съехал с трапа на лунный грунт. Работали по два часа в день, сменяя друг друга. Длительность сеансов составляла в среднем 4—6 часов».

Как отмечали медики, водитель и штурман лунохода испытывали большие эмоциональные нагрузки, поскольку поступающая телевизионная информация появлялась на мониторах лишь через 7—20 секунд. Это было так называемое слайдовое телевидение.

«Работа шла по строго оговоренному плану. Правда, любившие посещать Центр управления генералы не раз брали руководство луноходом на себя. После очередной генеральской команды «полный вперед!» водители и штурманы около девяти часов выводили луноход из кратера. Во избежание повторения подобного между экипажем и генералами возвели стеклянную стену…»

На аукционе «Сотбис» в 1994 году один из сохранившихся луноходов был продан за 68500 долларов с условием самовывоза из России. Покупателем стал некий японец, заплативший деньги, но почему-то не забравший покупку. Он заявил, что за эту машину спокоен, так как угнать ее не смогут, да и не заржавеет она никогда. «А когда Япония долетит до Луны, я этот луноход и заберу», — заявил он после торгов. «Если найдешь», — ехидно фыркнули тогда россияне, удивленные столь вопиющим незнанием местных нравов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter