Источник: Знамя юности
Знамя юности

Не только для девочек: кукольный мастер рассказала о своей работе

Люди и куклы

Играют ли мальчики в куклы, как расшифровать «хотелки» заказчика и что делать, если фарфоровые глаза вызывают у соседей слишком много вопросов? Кукольный мастер Ирина Сазанович – о своей работе.


1 Итак, хочу стать кукольным мастером. С чего начать? 

– С выбора материала. Куклы могут быть текстильными, из полимерной глины, фарфоровыми, деревянными, полиуретановыми… Поэтому для начала нужно хорошенько изучить этот вопрос, чтобы понять, с каким материалом вы сможете подружиться. 

2 Художник по куклам – звучит солиднее?

– Я всегда называла себя мастером кукол. Художником по куклам имеет право назвать себя лишь человек со специальным образованием. А я самоучка. 

3 Чтобы стать кукольным мастером, нужно самому играть в куклы? 

– А как же! Иначе ты не будешь чувствовать душу своего персонажа. Не сможешь наделять его эмоциями, динамикой. Играть нужно обязательно! Представьте: сидит куколка на комоде, смотрит на тебя, а ты подходишь и – оп! – ножки ей по-другому сложил, одну ручку к личику привел, другую опустил, прихватил складочки на юбке... Вот уже и эмоция у куклы другая. 

4 Что придумывается первым?

– Сначала складывается образ в целом, определяется возраст куклы. И только в процессе «одевания» добавляются милые детали, которые притягивают взгляд. 

5 Куклы – только для девочек?

– Нет, конечно. Куклы могут быть украшением интерьера, частью коллекции, возможно, частью образа человека. Несколько моих кукол приобретали мужчины, ничего особен­ного в этом не вижу.

6 Почему Барби – это топ и все девочки ее хотят? 

– Не все девочки. Я, например, никогда о ней не мечтала. Даже не могу объяснить почему. Для меня она была какой-то искусственной, что ли... А ведь есть еще люди с педио­фобией – боязнью кукол. Среди моих знакомых такие экземпляры имеются. Хотя раньше я считала, что этого быть не может. Как это – бояться кукол? Люди, вы серьезно? 

7 Если придать кукле человеческие черты, в нее могут вселяться духи или нечистая сила?

– Я в это не верю. Да и живем мы в другое время. Но твердо убеждена в том, что браться за работу нужно только в хорошем настроении и с желанием творить. Такой у меня принцип. Что касается заказов портретных кукол (а такие есть), я всегда ориентирую клиента на то, что кукла будет не портретной, а прототипной. С чертами, лишь отдаленно напоминающими владельца (цвет глаз, волос, одежда). 

8 Куклы вуду – страшилка для взрослых? 

– Сто процентов. Человек, который делает заказ на куклу или покупает готовую, не просто так ко мне обращается. Он чувствует энергетику. И ему комфортно. Была бы хоть малейшая частица недоверия или дискомфорта, не было бы и клиента. 

9 Зачем покупать авторские куклы за большие деньги, если в «Детском мире» дешевле?

– Так ведь в «Детском мире» и покупают куклы те, кому именно они по душе. И коллекции из таких кукол собирают. Все зависит от человека, от понимания ценности созданной куклы. Человек платит за уникальность, за то, что такая кукла будет только у него в единственном экземпляре.

10 Когда приносят фотографию человека и просят по ней сделать куклу, не жутко?

– Всегда отказываю в создании куклы, точь-в-точь похожей на владельца. Делать копии людей – не мое. Но если есть запрос, предлагаю создать прототипную куклу. Такой вариант заказов я люблю. 


11 Мечта любого кукольного мастера – работа в театре кукол? 

– Не у меня точно. Даже мысли такой никогда не возникало. Моей мечтой было создавать кукол, которые будут жить в разных точках планеты. Чтобы они были номинантами и победителями конкурсов. Чтобы мое имя, как кукольного мастера, ассоциировалось с моими персонажами. Чтобы они жили в семьях известных людей. Благодарю Вселенную за все это, ведь моя мечта уже давно осуществилась. 

12 Как быстро сделать и отдать куклу, чтобы заказчик не подумал, что это халтура?

– На работу уходит примерно месяц. Это достаточно долгий период. Но тут можно поспорить. Возможно, кто-то работает быстрее. Однако не потому, что выполняет свою работу халтурно, а потому, что работоспособный. Я никогда не отдам заказчику куклу, пока не буду уверена в ее качестве на сто процентов.

13 Ресницы, волосы и пластиковые глаза не вызывают вопросов у соседей? 

– К счастью, все близкие знают о моем увеличении. Тем более на своей странице в Instagram всегда выкладываю этапы работы. Радуюсь, как ребенок, когда получаю материалы. Это и стеклянные глазки для кукол японского производства, и шерсть коз, которые пасутся высоко в горах.

14 Куклы могут оживать по ночам, как в «Истории игрушек»? 

– Кто знает. Но я уверена, у каждой куклы своя счастливая и интересная жизнь. 

15 Если кажется, что кукла за мной следит, мне не кажется? 

– Смотря в какую сторону в этот момент направлен ее взгляд. А если серьезно, то если верить в такие истории, то лучше придумать добрую сказку. 

16 Что делать, если заказчик не может объяснить, что он хочет? 

– За 12 лет я создала огромное количество кукол. Первым делом задаю наводящие вопросы, узнаю человека поближе, и тогда у нас рождается прекрасный образ. 

17 Какой карьерный рост у кукольного мастера?

– Международные выставки, авторские проекты, творческие тандемы, звездные клиенты. Ко всему этому можно прийти, если не загонять себя в рамки и не бояться воплощать мечты.  

СПРАВКА «ЗН»

Ирина Сазанович – мастер коллекционных кукол. Окончила факультет психологии БГПУ имени М. Танка. Более десяти лет работала в судебно-медицинской экспертизе в Лиде. В декретном отпуске начала заниматься куклами. В настоящее время создает коллекции кукол и платьев. Участница Недель моды в Беларуси, России, на Мальте. Представляла коллекцию кукол и платьев в Париже.

leonovich@sb.by 

Фото из личного архива Ирины Сазанович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter