Люди фарфоровые и стальные

Стереотипы сегодня навязывает в основном интернет...

Есть и у меня этакий виртуальный «путевой дневник» читателя — рассуждения и ассоциации, на которые «пробивает» литература. В новой рубрике «Прочитала — навеяло» хотелось бы делиться с читателями своими наблюдениями.


До сих пор любовно осматриваю стопочку последнего «улова» на книжной выставке–ярмарке... И очередные рефлексии появились на тему сразу двух книг: исследования российских ученых «Мифология советской повседневности в литературе и культуре» и стильного альбомчика старых открыток из коллекции модельера Васильева, на которых — артисты балета знаменитых дягилевских сезонов в Париже. Арт–нуво, Нижинский, Лифарь, Карсавина... Совсем иные лица, пропорции тел. Никаких торчащих позвонков и анорексичной угловатости. Пластичные, прекрасные тела зрелых людей, а не изнуренных подростков. Таких сегодня на сцене почти нет. Изменились стереотипы.


Стереотипы сегодня навязывает в основном интернет. Он — и сваха, и палач, и репетитор, и вселенская свалка, и Вавилонская библиотека... Найдется все. «Пожалуйста, срочно! У меня контрольная! Кто является антиподом Роланда и Карла в «Песне о Роланде»?» Или еще лучше: «Помогите сестре сделать реферат на тему современные технологии самолета строения, чтобы было оглавление введение литература откуда всели информацию Зарание спасибо» (это уже с орфографией оригинала).


А еще любимая тема — «звезды без фотошопа». Не секрет, что кумиры в глянце и на экранах выглядят совсем не так, как в жизни. Специальная программа — и вуаля: живот убрали, морщинки замазали, мышцы нарастили... А миллионы потребителей, дабы соответствовать, потеют в тренажерных залах, сидят на диетах и отказываются отвечать на чувства «простых смертных».


Конечно, хочется убедиться, что и у голливудской дивы есть прыщи и жировые складки.


Но почему–то не помогает. Людям всегда нужны идеалы.


Да, в любую эпоху есть некий особый вид красоты. Отражается он, естественно, и в литературе. Например, в эпоху декаданса человек словно был сотворен из непрочного изысканного материала — стекла, фарфора, воска, снега. Ахматова уподобляла себя «хрупкой Снегурке», Гумилев писал о «фарфоровом теле», Блок — о восковом. Максим Богданович тоже часто пишет о телесной слабости и хрупкости: «Бледны, хiлы, усё ж люблю я твой i мудры i кiпучы верш, Анакрэон!», «Даўно ўжо целам я хварэю, i хвор душой», сравнивает героев с беспомощным цветком.


А вот в революционную эпоху человек сразу стал «железным», «стальным», «каменным». Хрупкие да гибкие — это только буржуи, «враги народа». Короче, «гвозди бы делать из этих людей». Так что приходилось перестраиваться. Блок пишет: «А далекие потомки не за то похвалят нас, что не хрупки мы, не ломки, здравствуем и посейчас». Да и Максим Богданович утверждает, что сердца у людей, как из камня, и чтобы выбить из них искры, стихотворение должно быть, как из стали.


Потом время цельнометаллических людей прошло, настало время людей–инструментов, рабочих механизмов. «Писатель — инженер человеческих душ». Еще не так давно мы воспринимали это определение без иронии. Ну а инженер может разобрать любой механизм на составляющие. Юрий Олеша провозглашает «реконструкцию человеческого материала, всеобъемлющую инженерию нового мира», в рассказе Зощенко «Очень просто» говорится, что «человек — это есть, по последним научным данным, 18 фунтов угля, 46 золотников соли, 4 фунта картофельной муки и определенное количество жидкости».


А в конце прошлого века, по мнению исследователей, появился образ «человека без возраста, пола и расы» вроде Майкла Джексона, «ходячего триумфа постмодернизма». И человек по–прежнему «расчеловечивается»... Не только преобразуя свое тело, но вообще от него отказываясь. Сознание становится частью компьютерной системы либо куда–то переселяется... Тело — иллюзия. Конкретно это показал Пелевин в романе «Поколение П»: деятели, которых мы видим на экранах телевизоров, являются компьютерными муляжами.


Голландский философ Хейзинга утверждал, что в нынешнюю эпоху царит культ подростка. То есть модно быть юным, худеньким, спортивным, активным, вечно учиться, играть и менять увлечения.


Возможно, и так.


Но какими же мы представляем себя? Металлически твердыми, как Железный Человек, резиновыми, как Маска — Джим Керри или бесплотными, как в «Матрице»? Кто мы — люди–трансформеры, которые постоянно улучшают данное от природы тело, удаляя жир, встраивая чипы, подгоняя себя под некие стандарты?


Или мы просто попытаемся остаться самими собой и полюбить такими, как есть?


Советская Белоруссия №57 (24440). Четверг, 27 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter