Люди Евросоюза говорят

Он — чех, ты — белоруска. Он рассказывает тебе об ужасной евросоюзной демократии, в которой ему, его семье, гражданам Чехии сейчас приходится выживать. И говорит, что мечтает о белорусской «диктатуре» для своего народа. Я внимательно слушаю, улыбаюсь. Понимаю.


Гибкое судилище от «демократий»

Сперва немного поясню. Мой собеседник живет в Чехии. Фамилию не называю, так как за одно только это интервью чешский режим совершенно спокойно может впаять человеку статью 405 УК Чешской Республики. Принята она (статья 405) после вступления страны в НАТО и предусматривает наказание за публичное отрицание военных преступлений (геноцида) нацизма или (внимание! — Прим. авт.) коммунизма. Казалось бы, весь мир знает, что преступлениям нацизма дана правовая оценка тем же Нюрнбергским трибуналом. И при чем здесь коммунизм? Такой вот грязный прием «демократий»: попытка уравнять роль нацистской Германии и СССР, несмотря на то что это полные противоположности.

— То есть статья эта настолько универсальная, что на ее основании можно обвинить кого угодно, — говорю моему собеседнику из Чехии. — Человека просто делают виновным, и ничего при этом не нужно доказывать. Судимость по статье 405 можно получить, к примеру, рассуждая об отсутствии вины СССР в Катынском деле.

— К сожалению. В марте в Праге суд вынес приговор известному чешскому историку, политику и общественному деятелю Йозефу Скале. Его осудили по статье 405 как раз за публичное отрицание вины СССР в катынском вопросе. Он высказывал мнение, что в том преступлении виновата нацистская Германия. Свою точку зрения обосновал фактами, материалами исторических исследований экспертов из России, Польши, Франции, США и др. И главное — вина нацистов в катынском преступлении, вообще-то, признана судами, в том числе Нюрнбергским трибуналом.



— А ведь до 1980‑х годов вина нацистов в катынской трагедии ни у кого не вызывала сомнений. Потом стали все переворачивать с ног на голову — и ведь смогли. В той же Чехии людям внушили, сформировали общественное мнение: мол, вина СССР в Катыни — общеизвестный факт.

— Да, а кто считает иначе, назначается преступником, поскольку такое мнение — преступление. Так, Скалу и двух его товарищей за мнение приговорили к восьми месяцам заключения условно с отсрочкой приговора на пять лет. Ну а если они за это время совершат какое-то деяние — сядут. Кстати, суд, признав людей виновными, даже не сообщил, когда и кем юридически была признана вина СССР по Катынскому делу. Таких судебных (и прочих, имеющих правовой вес) решений попросту нет.
В Чехии Йозефу Скале инкриминируют страшное по нынешним временам высказывание: «Расстрел польских офицеров советскими войсками в Катыни — это «история, сфабрикованная нацистами».

Не «демократиям» нас учить

— Казалось бы, судебная система — не игрушка. Так должно быть во всем мире. И уж тем более пример в этом должны показывать «демократии», имеющие привычку совать свои носы в дела других государств.

— До истинной демократии, которая есть в Беларуси, Чехии, как и всей Европе, уже очень далеко. Нет у нас теперь ни свободы слова, ни свободы печати, ни свободы волеизъявления. Так считает приличная часть чехов.

Что до поведения суда у нас, то оно противоречит всем принципам правосудия. На заседании по делу Скалы было прямо сказано: предмет обвинения общеизвестен, и ничего доказывать не нужно. Вот вам и чешское правосудие.

— Если не ошибаюсь, Йозеф Скала собирался также представить свою кандидатуру от Коммунистической партии на президентский пост. Выходит, так еще устраняются и конкуренты? Все в давних традициях «демократий».

— К сожалению. А статья 405 УК Чехии используется ведь далеко не в первый раз и не в последний. Есть менее известные персоны, точнее, даже совсем неизвестные. Статья эта ну очень гибкая и удобная для режима. Сейчас возбуждают дела после недавних демонстраций в Праге против военной поддержки Украины. Так вот люди в том числе хотели снять с Национального музея украинский флаг (его повесило наше правительство), в итоге их будут судить.

— Так ведь речь о флаге вообще другой страны. Да и где тут геноцид?..

— О, это не важно! Все идут по статье 405. Вот вам и европейская демократия.

Знаете, когда был суд по Скале, специально выделили маленькую комнату, в которую пустили всего человек пять. А поддержать Йозефа и его товарищей приехали сотни людей со всей страны. Но работавшие там корреспонденты стыдливо опускали камеры и не снимали приехавших, не писали то, что они говорили. Граждан, которые пытались снимать происходящее на телефон, полиция заставляла удалять записи. Поддержать же политику режима к суду не пришел никто.



— Однако даже в таких условиях люди в Чехии не молчат. В отличие от пресмыкающихся перед Вашингтоном европейских чиновников. Точно так же они удаляют и историю.

— Если о тех же памятниках говорить, правда, у нас пока нет такого массового вандализма, как в Польше, Украине, Прибалтике. Убрали, знаю, памятник Коневу и еще несколько. Русофобия, а теперь и белорусофобия страшные.

— Как, кстати, у вас с русским языком?

— Сейчас ему, режиму, сложно понять, на кого нападать. Потому что очень много украинских беженцев, а разговаривают они в основном на русском. Вот и боятся, что нападут (как услышат русскую речь), а окажется, что это украинец, и придется потом нести ответственность.

В чешских школах русский язык практически не изучают. Не открывают счета, закрывают счета белорусам и русским... А представьте, у людей еще и бизнес. Вот как им быть? Приходят счета, но из Чехии оплатить их невозможно, если сделки с Беларусью или Россией. В итоге люди вынуждены уезжать из своей страны, поскольку тяжело выжить.

А что граждане?

— И как к этому народ относится?

— Более старшее поколение говорит, что Россия все делает правильно. Ведь восемь лет уничтожали жителей Донбасса… Не обманет наш режим и тех, кто уже побывал в России и Беларуси и сам видел, как там обстоят дела. Что там нет голода и разрухи, экономика работает. Людей у нас через СМИ накручивают, мол, в Беларуси все плохо. Но многие давно не читают чешскую прессу.

Что до молодежи, то ей грамотно промывают головы.

Ну и не забывайте, что в Чехии сейчас очень боятся что-то открыто говорить.

Ваши беглые, кстати, тоже в Чехии сидят. У них тут логово. Швали хватает. За деньги участвуют в акциях, к примеру, в поддержку Украины. За деньги устраивают пикеты в посольстве в Праге во время выборов в Беларуси. Рассказывали знакомые, как возмущались девочки-пикетчицы: им обещали по 200 крон, а дали по 100. Все за деньги, короче. Заплатят — выйдут, не заплатят — никто не пойдет.


— Хотят ли работать с нами чешские бизнесмены?

— Хотят. Но, для примера, руководство чешской компании может получить от трех до пяти лет, если будет работать с вашими предприятиями, которые под санкциями. Наши предприниматели все же надеются, что эта дурость скоро закончится.

У нас разумные люди говорят, что если бы в Чехии был такой президент, как в Беларуси, так мы по уровню жизни были бы на два порядка выше, чем Германия.

— Санкции. Ударили ли они по чехам?

— Ударили. Ощущается, например, нехватка качественного строительного материала, материала в деревообработке. Подорожало очень сильно древесное топливо, выпуск стекольной промышленности и т.д. Соответственно, дороже стал конечный продукт для потребителей. Закрылось пару заводов, связанных с металлургией. Тоже из-за нехватки материалов. Куда люди ушли? На улицу. Ведь их судьба никого не волнует.

И это пока цветочки, ягодки будут позже. Если так пойдет (санкции), то следующий отопительный сезон не всем будет по карману. Уже газ и электричество подорожали почти на 100 процентов, в каких-то регионах на 50 — 60. Многое зависит от того, на каких ресурсах дом. Автомобильное топливо тоже дорогое. Ощутимо, в общем.

— Много ли в Чехии украинских беженцев?

— По официальной информации, 600 с чем-то тысяч. Кстати, работодатель отдает предпочтение не чеху, а именно украинцу, поскольку ему можно меньше платить. Ну а гражданин Чехии остается без работы.

Поведение беженцев из Украины: мол, все им должны. Дороги, знаю, перекрывали, и ничего им полиция не делала. На предприятиях людям предлагают «собирать на Украину». Если отказываешься, какую-то пометку, наверное, ставят.

— Ясно, что Штаты рано или поздно прихлопнут Евросоюз. Выкачают что можно, и все. Обсуждают ли это в Чехии?

— Если обсуждать, то сразу 405‑я статья. Но люди же понимают. Россия ведь, начав СВО, на сутки опередила англосаксонцев. А чего они хотят? Поссорить славянские народы, и они это сделали. Второй пункт, который они выполняют, — развал Евросоюза. Что тоже делается, а ЕС уже экономически все слабее и слабее. Ну вот компания «БАСФ» (крупнейший в Германии, в Европе и в мире химический концерн) уже закрыла 15 процентов своих предприятий. А эта компания, между прочим, локомотив всей экономики Германии. Другие компании тоже думают, как им выживать.


— Ну и неспокойные польские соседи…

— Мы видим, как они вооружаются. Польская армия стремится стать сильнейшей в ЕС. Есть опасения: они уже хотят оттяпать часть чешских, немецких, словацких, украинских и белорусских земель. Идет такой разговор.

Ну а Америка делает то, что хотела. Она ставит Европу в зависимость от США. Также мы понимаем, что дальнейшие перспективы, новый виток истории во многом зависит от того, как завершится специальная военная операция.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter