Люди делают человечное дело
04.06.2004
...Алеуты, агулы, ассирийцы, белуджи, вепсы, гунзибцы, долганы, кайтагцы, кванаденцы, кереки, ливы, нагайбаки, рутульцы, секульпы, табасараны, талыши, удины, хемешиды, цахуры, чамадинцы... Это названия национальностей граждан Беларуси, взятые из значительно большего по объему общего перечня, составленного по итогам переписи 1999 года. В нем 136 позиций, в том числе: "другие национальности" (так что и это еще, оказывается, не все) и "национальность не указана" (нет так нет, тоже имеют полное право). Вся эта разноязыкая и разнохарактерная людская конгломерация и есть наша страна. Но вот здесь-то и надо сделать шаг от общего к единичному, то есть к индивидуальности. И тогда за красноречивой, но суховатой статистической цифирью можно увидеть самую что ни на есть живую улыбку гостеприимного и все понимающего белоруса, услышать веселый гомон украинского застолья, мощь и широту русской песни, восхититься зажигательным ритмом молдавского танца... Где конкретно предлагается такая увлекательная программа? Да почти в любом городе и многих селах Беларуси. А чтобы воедино, концентрированно - тогда приезжайте на эти выходные в Гродно, где пройдет уже пятый Всебелорусский фестиваль национальных культур.
Ставший традиционным в нашей стране, этот фестиваль достаточно уникален. По крайней мере, на так называемом постсоветском пространстве аналогов ему нет, хотя интерес к нашему опыту есть. Что же движет процессом у нас? В первую очередь, конечно, заинтересованность самих национальных сообществ, активно объединяющихся в общественные национально-культурные центры и союзы, коих уже более 100. Ну а во-вторых, принципиальное значение имеет активная поддержка со стороны государственных органов. В этот раз в связи с подготовкой очередного форума даже вышло специальное постановление Совета Министров, а оргкомитет фестиваля возглавил вице-премьер В.Дражин. А ежели снова перейти на частности, то о популярности идеи говорит следующий факт: первый подобный мини-фестиваль состоялся на Борисовщине. Провело его местное любительское объединение представителей национальных культур "Многоголосие". Среди участников "борисовского интернационала" были представители 14 национальностей в возрасте от 12 до 76 лет.
Форум в Гродно - заключительное мероприятие фактически двухгодичного цикла фестиваля. Прежде чем распахнутся двери ставших традиционными для этого праздника национальных подворий, проходит долгий марафон отборочных туров, на которых профессиональное, но исключительно доброжелательное жюри определяется с участниками финишного старта. Конечно, с дорогой душой пригласили бы в Гродно всех. Но желающих так много, что город просто не в состоянии обеспечить им прием. Сегодня существует своего рода квота на количество непосредственных участников - артистов, мастеров, художников: 550 человек. Хотя приехали бы и 1.500.
Все годы фестивальное жюри возглавляет человек в белорусской культуре очень авторитетный - художественный руководитель Национального академического народного хора Беларуси имени Г.Цитовича, народный артист Беларуси профессор Михаил Дриневский. Казалось бы, такой занятой человек, но нет, находит в своем сверхплотном графике какие-то непредсказуемые резервы и отправляется с коллегами по городам страны, чтобы услышать, увидеть в общем-то любительское творчество. Почему, зачем?
- Да, если говорить о дополнительной занятости, действительно нагрузки председателя жюри фестиваля национальных культур делают более напряженным деловое расписание. Но возможные потери времени восполняются удовлетворением от дела, которым занимаешься. Я как белорус горжусь, что на моей земле проходит такой уникальный фестиваль. Его могут проводить только свободные люди. Авторы идеи, организаторы заслуживают огромной благодарности. Наш фестиваль постоянно развивается. И когда видишь эту ярчайшую палитру красок - душа радуется и поет. Все члены жюри работают не по приказу, а по зову сердца.
- Михаил Павлович, а как вы относитесь к художественной самодеятельности как таковой? Не секрет, некоторые профессионалы ее недолюбливают.
- Ну что вы! Как же можно не признавать художественную самодеятельность! Кто такой профессионал? Тот же самый человек, только обученный. Но ведь не у каждого есть условия для учебы - кому-то не хватает денег, кто-то не может уехать из села в город. Вместе с тем человек может быть талантливее того профессионала по природе своей. И я мог остаться без образования.
А самовыражение где? Возьмите наш национальный хор. Из кого он состоит? В первую очередь из тех, кто был в самодеятельности. У нас есть заслуженная артистка Валентина Крылович. Родом она из деревни в Буда-Кошелевском районе. Нет у нее академического образования. Но какой талант! Этому не обучишь, этого не дашь.
Хотя, наверное, сейчас уже другое время... Но вот когда Геннадий Иванович Цитович все организовывал, особенно женские голоса - все с поля, из деревни.
- Тогда как, по-вашему, фольклор должен переноситься на сцену - в аутентичном виде или все-таки в художественно обработанном?
- Конечно, иногда можно показать, как есть в жизни в чистом виде. Но алмаз необходимо огранить, чтобы получился бриллиант. И достойную оправу сделать.
- Вернемся к фестивалю в Гродно. Как вы считаете, не преобладает ли здесь некий социально-общественный компонент? Или это в первую очередь все же художественное действо? Какие критерии при оценке у председателя жюри?
- Мы, безусловно, оцениваем уровень художественного мастерства участников и исполнителей: музыкальность, режиссуру, оригинальность и красочность оформления, костюмов. А какие кружева показывают! Какую вышивку!
Но тут же и общественное звучание. Я думаю, обе стороны неразрывны. Такой фестиваль может быть только на земле, где царит согласие и взаимопонимание.
- Михаил Павлович, члены жюри не пытаются присоединиться к танцующим и поющим?
- Это в нашу компетенцию не входит (смеется)... Хотя помочь многим хочется. И помогаем. Почему нет? Но диктата никакого нет. Вольному воля.
- А когда оцениваете плоды трудов национальных кухонь, пробуете разные блюда?
- Приходится. По долгу службы. Да и как отказаться от угощения - это же неуважение к хозяевам. И чарочку, кстати, предлагают. Но тут надо помнить, что ты на работе.
И уже прощаясь, Михаил Дриневский добавил: "А в целом на фестивале люди делают человечное дело".
Ставший традиционным в нашей стране, этот фестиваль достаточно уникален. По крайней мере, на так называемом постсоветском пространстве аналогов ему нет, хотя интерес к нашему опыту есть. Что же движет процессом у нас? В первую очередь, конечно, заинтересованность самих национальных сообществ, активно объединяющихся в общественные национально-культурные центры и союзы, коих уже более 100. Ну а во-вторых, принципиальное значение имеет активная поддержка со стороны государственных органов. В этот раз в связи с подготовкой очередного форума даже вышло специальное постановление Совета Министров, а оргкомитет фестиваля возглавил вице-премьер В.Дражин. А ежели снова перейти на частности, то о популярности идеи говорит следующий факт: первый подобный мини-фестиваль состоялся на Борисовщине. Провело его местное любительское объединение представителей национальных культур "Многоголосие". Среди участников "борисовского интернационала" были представители 14 национальностей в возрасте от 12 до 76 лет.
Форум в Гродно - заключительное мероприятие фактически двухгодичного цикла фестиваля. Прежде чем распахнутся двери ставших традиционными для этого праздника национальных подворий, проходит долгий марафон отборочных туров, на которых профессиональное, но исключительно доброжелательное жюри определяется с участниками финишного старта. Конечно, с дорогой душой пригласили бы в Гродно всех. Но желающих так много, что город просто не в состоянии обеспечить им прием. Сегодня существует своего рода квота на количество непосредственных участников - артистов, мастеров, художников: 550 человек. Хотя приехали бы и 1.500.
Все годы фестивальное жюри возглавляет человек в белорусской культуре очень авторитетный - художественный руководитель Национального академического народного хора Беларуси имени Г.Цитовича, народный артист Беларуси профессор Михаил Дриневский. Казалось бы, такой занятой человек, но нет, находит в своем сверхплотном графике какие-то непредсказуемые резервы и отправляется с коллегами по городам страны, чтобы услышать, увидеть в общем-то любительское творчество. Почему, зачем?
- Да, если говорить о дополнительной занятости, действительно нагрузки председателя жюри фестиваля национальных культур делают более напряженным деловое расписание. Но возможные потери времени восполняются удовлетворением от дела, которым занимаешься. Я как белорус горжусь, что на моей земле проходит такой уникальный фестиваль. Его могут проводить только свободные люди. Авторы идеи, организаторы заслуживают огромной благодарности. Наш фестиваль постоянно развивается. И когда видишь эту ярчайшую палитру красок - душа радуется и поет. Все члены жюри работают не по приказу, а по зову сердца.
- Михаил Павлович, а как вы относитесь к художественной самодеятельности как таковой? Не секрет, некоторые профессионалы ее недолюбливают.
- Ну что вы! Как же можно не признавать художественную самодеятельность! Кто такой профессионал? Тот же самый человек, только обученный. Но ведь не у каждого есть условия для учебы - кому-то не хватает денег, кто-то не может уехать из села в город. Вместе с тем человек может быть талантливее того профессионала по природе своей. И я мог остаться без образования.
А самовыражение где? Возьмите наш национальный хор. Из кого он состоит? В первую очередь из тех, кто был в самодеятельности. У нас есть заслуженная артистка Валентина Крылович. Родом она из деревни в Буда-Кошелевском районе. Нет у нее академического образования. Но какой талант! Этому не обучишь, этого не дашь.
Хотя, наверное, сейчас уже другое время... Но вот когда Геннадий Иванович Цитович все организовывал, особенно женские голоса - все с поля, из деревни.
- Тогда как, по-вашему, фольклор должен переноситься на сцену - в аутентичном виде или все-таки в художественно обработанном?
- Конечно, иногда можно показать, как есть в жизни в чистом виде. Но алмаз необходимо огранить, чтобы получился бриллиант. И достойную оправу сделать.
- Вернемся к фестивалю в Гродно. Как вы считаете, не преобладает ли здесь некий социально-общественный компонент? Или это в первую очередь все же художественное действо? Какие критерии при оценке у председателя жюри?
- Мы, безусловно, оцениваем уровень художественного мастерства участников и исполнителей: музыкальность, режиссуру, оригинальность и красочность оформления, костюмов. А какие кружева показывают! Какую вышивку!
Но тут же и общественное звучание. Я думаю, обе стороны неразрывны. Такой фестиваль может быть только на земле, где царит согласие и взаимопонимание.
- Михаил Павлович, члены жюри не пытаются присоединиться к танцующим и поющим?
- Это в нашу компетенцию не входит (смеется)... Хотя помочь многим хочется. И помогаем. Почему нет? Но диктата никакого нет. Вольному воля.
- А когда оцениваете плоды трудов национальных кухонь, пробуете разные блюда?
- Приходится. По долгу службы. Да и как отказаться от угощения - это же неуважение к хозяевам. И чарочку, кстати, предлагают. Но тут надо помнить, что ты на работе.
И уже прощаясь, Михаил Дриневский добавил: "А в целом на фестивале люди делают человечное дело".