Любви удивительный мир

Он рождает веру в прекрасное будущее нашей Родины

...Люди по-разному видят и слышат мир. Немногим из них дан дар видеть и слышать его душой и сердцем. Современный человек, имея дело с механизмами и машинами, с миром неживых сущностей, сам, не замечая того, постепенно начинает походить на неодушевленное существо. И поэтому творения его духа, особенно реализуемые в области искусства (живопись, поэзия, музыка), скорее воспроизводят специфику окостеневших материально-вещевых взаимодействий, чем открывают таинственные и сокровенные, жизнетворящие и жизнеутверждающие истины. Не всякие рифмованные слова — поэзия, не всякий мазок кисти на холсте — живопись. Точно так же не всякая совокупность слов и мелодий — песня.
Нечасто можно слышать песню, музыка и слова которой затронули бы наши чувства, вошли бы в душу и сердце. К авторам, в полном смысле творящим живую, то есть одушевленную и одухотворенную поэзию и музыку, с полным основанием можно отнести Александра Алпеева и Владимира Будника. Каждая из них — маленький фрагмент, который очень осторожно и бережно изъят из глобальной композиции живого космического целого.
В стихах Александра Алпеева, в мелодиях Владимира Будника слышится внутренний отголосок Бытия, который воспринимается сознанием как живая Душа мира. Их творчество рождается — а не искусственно создается — из звучащей Вселенной. Поэтому оно глубоко волнует слушателя, оживляет и одухотворяет его чувства, эмоции, переживания. Их песни не “надстраиваются” над жизнью, над человеческими чувствами, а, наоборот, углубляют и расширяют пространство живого ощущения таинственной жизни, ее внутренней неисчерпаемости, противоречивости и гармоничности. Авторы дают нам возможность насладиться звучанием полей и лесов, рек и озер земли белорусской и, в частности, Полесья, исторического прошлого и настоящего людей, почувствовать их настроения и переживания, горести и радости, надежды и мечтания.
Говорить о поэзии и музыке обычными словами трудно. Стихи нужно читать, а музыку слушать, причем душой и сердцем. Песни “Кірыла Палескі”, “Радзіма любая”, “Крынічанька” — это музыкально-поэтическое отображение мира человеческих чувств, которые органично вплетаются в звучащую гармонию природы. В них слышится радость и счастье, трепет грусти и печали, порождаемые любовью свобода и несвобода человека, захваченного этим чувством. Возникает живой мир любви — целостный, но внутренне противоречивый образ. Слова и звуки любви — это пророчества, идущие из тишины ночного неба и безмолвия звезд. Они исходят из глади воды в озере, из шелеста листьев на деревьях, из запаха трав и цветов...
Особенно проникновенно, глубоко и трепетно тема любви воплощается в песне “Мама в сердце моем”. Чувство любви сына к своей стареющей матери как бы тоской и надеждой болезненно истекает из души сына. Нет ничего возвышеннее и трагичнее этой любви. В ее звучании улавливается бесконечная, вневременная связь двух родных людей, таинство их взаимного притяжения.
Мать и Родина — взаимодополняемые реальности. Объединяющим их началом является любовь. Песня “Родная хата” отражает чувства, свойственные торжественному событию, — встрече с маленьким уголком мира, где человек родился. В лирике Александра Алпеева каждое слово несет огромную эмоционально-чувственную определенность: это отдельные песни леса, студеной воды, маминого дома. Соприкосновение с духом любви, которым дышит все вокруг, преображает конкретный уголок земли в особую святыню. Торжественно и мощно звучит песня “Земля моя любимая” — настоящий гимн земле, любви, Родине. В песне слышится горечь утрат, радость побед, тревога за настоящее и будущее, надежда на счастье. Слова гимна — это мелодия трепетной любви к земле белорусской. Завершающие песню слова глубоко и ярко олицетворяет летящий в голубом небе аист; широкий размах его крыльев, грациозность полета птицы покоряет сердце и душу, и “белый бусел” продолжает еще долго-долго летать в сознании. И это ощущение рождает веру в прекрасное будущее нашей Родины — Беларуси.
Стихи Александра Алпеева остаются в душе, и заполняют сердце, чувства новыми ощущениями бытия и величия жизни, вызывают трепетное чувство причастности и любви к живому, глубокой ответственности за все, что происходит в различных его измерениях. Любовь к родной земле, к своей матери, к людям в поэзии Александра Алпеева звучит страстно и чувственно, и невольно в душе осуществляются удивительные внутренние переживания: маленькая деревня Рудня трансформируется в образ планеты Земля; мама перевоплощается в лик всех матерей; любовь становится божественной; ответственность осознается как ответственность за все, совершаемое в мире.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter