Премьера «Месяц в деревне» иронично фиксирует вечный антагонизм мужского и женского начал

Любовный многоугольник

Премьерный спектакль народной артистки Беларуси Ольги Клебанович «Месяц в деревне» в театре имени М. Горького так и дышит здоровым эротизмом, пропитывая им зрительный зал. Публике остается только нервно вздрагивать, наблюдая за тем, как богатая и сытая помещица Наталья Петровна (Ольга Здярская) не дает прохода молодому учителю своего сына Алексею Беляеву (Кирилл Никитин), в которого влюблена и воспитанница Натальи Петровны — сентиментальная и до поры до времени доверчивая Верочка (Дарья Полякова).


Однако в этом любовном тре­угольнике гораздо больше углов — получается минимум квадрат. То и дело Наталья Петровна обращается за советом к другу дома и своему тайному поклоннику Ракитину (Сергей Чекерес). Ракитин томно вздымает бровь, трясет благородной седой прядью волос, но его морализаторство порой выглядит самолюбованием. За метаниями жены невозмутимо наблюдает мудрый супруг Аркадий Ислаев (Руслан Чернецкий), занятый больше вопросами землеустройства, потому и выглядит он как человек земной и рассудительный.

Ольга Клебанович поставила спектакль с большой симпатией к персонажам Тургенева. В конце концов, всеми их поступками руководит жажда совершенства и стремление к гармонии. У режиссера получилось большое театральное полотно в классическом духе наподобие полотен Василия Поленова или Ивана Хруцкого, умиротворяющее и жизнеутверждающее. К слову, в свое время Клебанович начинала репетировать роль Натальи Петровны с режиссером Модестом Абрамовым, но дело до спектакля так и не дошло.

Кажется, порой постановке не хватает динамики. Хотя что понимать под динамикой? Внутренняя жизнь героев чрезвычайно наполнена, каждую минуту они переживают неизведанные перемены. Так уж написана пьеса, многое здесь спрятано в паузах и подтексте. Любопытно, что в свое время автор пьесы Иван Тургенев сомневался в дальнейшей сценической судьбе «Месяца в деревне» и называл это произведение не совсем пьесой, а «зарисовками из деревенской жизни».


Зарисовки в театре имени М. Горького получились по-человечески теплыми и безупречными с профессиональной точки зрения. В этой неспешности и неторопливости присутствует свое очарование. Вполне возможно, в премьере есть еще одна важная, почти этнографическая ценность — именно так во времена Тургенева неспешно текла деревенская жизнь. Так сквозь быт, шорох листвы в березовой роще и мирное кипение самовара прорастало таинство любви.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter