Любовь в информационном поле

Человек и его дело
Он обижается, когда о провинциальных школах говорят высокомерно–покровительственно. Тут же принимается убеждать: уровень преподавания, владение методиками и технологиями в провинции часто ничуть не ниже, чем в столице, а души в школе, в педагогах намного больше! Приводит в пример сельскую Погостскую школу, где работал 6 лет учителем истории после Могилевского пединститута. И непременно — родную школу N 2 города Березино, которую когда–то окончил и в которой сейчас трудится. Впрочем, Виталию Дудко сегодня уже нет нужды убеждать сомневающихся «на пальцах». Собственный успех на Республиканском конкурсе педагогического мастерства — третье место! — и интерес педагогов страны к тому, как строит Дудко свои информационные часы (изданная методичка, говорят, расходится на ура), сами отвечают на вопрос о «провинциальности» нестоличных школ и педагогов.

Мне не довелось познакомиться с Тамарой Фадеевной Ероховец — педагогом, который вырастил Виталия Дудко. Могу только предположить, какой сильной и интересной личностью была эта учительница истории и обществоведения, если ученик захотел повторить ее путь. Судьба распорядилась так, что сегодня Виталий трудится на месте Тамары Фадеевны: ее не стало прямо на уроке (инсульт), и Дудко пришел преподавать в ее классы. Причем, когда случилась эта беда, он уже работал заместителем директора березинской гимназии и вполне мог рассчитывать на дальнейшую удачную карьеру. Дудко вернулся в родную школу. Спустя шесть лет стал одним из победителей областного конкурса педагогического мастерства и лауреатом конкурса «Учитель года–2006».

— Неужели не было сомнений, когда возвращались учителем в обычную школу?

— Никаких. Я довольно быстро понял, что мое место в этой жизни — место учителя. В этой профессии для меня всегда был — и остается! — налет романтики. Как–то с первого урока все сложилось — в первую очередь уважительное отношение к детям. Им не соврешь, они тут же почувствуют и фальшь, и показную любовь. Если детей не любишь — в школе делать нечего. И сам будешь мучиться, и учеников мучить...

А что касается моей родной школы, то здесь очень сильный и сплоченный коллектив. Душа в душу — это о нашeй школе. На самом деле очень важно для каждого человека найти не только свое дело, но и свой коллектив, куда хочется приходить, советоваться. Для учителя такая среда особенно важна: в добром общении накапливается бесценный педагогический опыт.

— А какими своими выпускниками учитель Дудко доволен? Теми, кто успешно поступает в вузы?

— Есть два подхода к тому, какой должна быть школа, — школой знаний или школой жизни. На мой взгляд, это две половинки единого целого. Безусловно, растить образованных людей очень важно. Но не менее важно воспитать личность, а в ней — оптимизм по отношению к своей жизни и жизни общества. Молодые граждане должны по окончании школы осознавать: они нужны стране! За 13 лет у меня было уже несколько выпусков и каждый заслуживает добрых слов. Если мои ребята находят себя или находятся на пути к своему делу — это успех! Но, конечно же, показатель успеха — не только количество тех, кто поступил в вузы. Я радуюсь ученикам, которые сумели создать настоящие семьи. Радуюсь, если во взрослой жизни они живут по совести, не преступают закон. Для меня важно и то, насколько грамотно мои выпускники ориентируются в окружающем мире, насколько готовы отстаивать свое мнение и не втягиваться в чужие политические игры... Всему этому учу на своих уроках.

— Этим вы занимаетесь и на тех информационных часах, которыми прославились сначала в Минской области, потом и по всей Беларуси. Честно скажу: я и не подозревала, что обычные политинформации можно превратить в увлекательное и творческое для ребят дело.

— Как–то в 8–м классе вел урок по предмету «Человек. Общество. Государство», говорили о любви. Вроде как откровенно пообщались, а после урока подходит девочка и протягивает мне пачку вкладышей–картинок к жвачкам «Любовь — это...». Нарисованное–написанное совсем не соответствовало, на мой взгляд, сущности любви, хотя я не ханжа и не консерватор. А моя ученица была уверена, что вся правда о любви — на ярких фантиках...

И вот эта простая история, которая кому–то покажется мелочью, зацепила, заставила по–другому взглянуть на свою роль в воспитании ребят. Мне захотелось научить их ориентироваться в информационном поле, которое их окружает, — поле не всегда благоприятном, часто агрессивном, с ложными ценностями... Поверьте, вовсе не хочется причесать всех детей под одну гребенку. Но пусть учатся разбираться в информационном море! И, на мой взгляд, работа с газетами как источником информации, знаний — лучшая форма для такой учебы. Не буду утомлять вас детальной тематикой информационных часов, назову несколько: «Чем знаменита Беларусь», «Минщина: вчера, сегодня, завтра», «Вокруг планеты за 7 дней», «Доска почета», «Белорусский прорыв», «Инвестиционная привлекательность региона». В процессе информационного часа мы с ребятами — а они делятся на несколько информационных групп, по количеству рубрик, — создаем свою газету. Из готовых газетных публикаций и написанных тут же, на уроке, собственных заметок. Никаких особенных приспособлений не требуется — ватман, ножницы, скотч, клей, общественно–политические газеты. В итоге ребята учатся выделять наиболее значимые события, формулировать собственный взгляд. И еще они учатся гордиться родной страной.

Когда–то, в самом начале, я искренне считал, что учитель на уроке должен как можно больше рассказать и показать. Сам выкладывался так, что к концу рабочего дня говорил чуть ли не шепотом. Теперь понимаю: самые удачные уроки — те, на которых работают дети, причем самостоятельно. С желанием. Не скажу, что сегодня каждый урок — шедевр, но хорошие уроки, в которых мы с детьми — «соавторы», случаются.

— Давайте вернемся к темам ваших информационных часов. Мне показалось, что вы ведете подготовку... будущих журналистов. Уже пятиклассникам предлагаете задуматься на тему «Я — редактор», семиклассники обобщают «новости одной строкой», девятиклассники рассуждают о «достоверности газетных фактов», а в десятом классе проводятся исследования на тему подписной кампании и семинар–дискуссия по созданию имиджа газеты. Признайтесь, Виталий, вы сами на факультет журналистики не собирались поступать?

— Просто я много и с удовольствием читаю. Не почитываю, а читаю. Нахожу в газетах подсказки. Порой статьи, интервью с интересными собеседниками толкают на исследовательскую работу, на творчество. Так пусть и ребята занимаются творчеством! Пусть почувствуют себя в роли не только журналиста, но даже редактора!

Мне кажется, одна из самых больших проблем современного образования — отсутствие у детей мотива, почему им надо учиться. Ради оценок — это ложный мотив. А вот чтобы дети захотели учиться ради получения знаний, учителю надо потрудиться. Придумать и провести хороший урок не так уж и сложно. А вот найти форму, которая бы увлекла детей не на один урок и заставила думать на самые разные темы, — это удача. Мне она улыбнулась.

— А не страшно вам было прийти со своим необычным уроком–газетой в незнакомые классы, да еще в известные минские школы? Как требуют условия Республиканского конкурса «Учитель года»...

— Еще как страшно! Мы давали уроки в очень хороших школах и очень сильных классах. Дети были очень доброжелательны, поддерживали... Вроде как удалось их заинтересовать. Хотя признаюсь: с такими учениками, как, например, в 50–й столичной гимназии, я еще не работал. Дело не в том, что мои — хуже, слабее. Нет. Просто информационное поле в столице, безусловно, богаче, потому и дети другие.

— На недавней педагогической конференции в Слуцке председатель Минского облисполкома Николай Домашкевич пообещал: сумеют педагоги области завоевать на следующем республиканском конкурсе педагогов первые места — получат в награду от области автомобили. Не стимул ли снова попробовать свои силы, Виталий?

— Буду очень рад за своих коллег, тем более что достойных у нас много... По поводу своего участия в новом конкурсе — не загадываю. Я и в нынешнем, признаться, не слишком хотел участвовать: для честолюбия хватило третьего места на областном уровне. Но случилось так, как случилось. Меня, как и слуцкого учителя физкультуры Владислава Сорокина, окружили такой заботой, таким вниманием — от начальника управления образования Таисы Ивановны Данилевич до методистов, психологов всех областных образовательных структур, — что выступить плохо я просто не мог. Даже стал лауреатом, как и Владислав. И до сих пор живу конкурсными впечатлениями.

— Многое изменилось в вашей жизни после этого творческого соревнования?

— Наверное, это очень громкое слово — «веха», но оно подходит для определения роли этого конкурса в моей жизни. Каждого человека одолевают сомнения: своим ли делом занимается он в этой жизни и как это у него получается... Оценка со стороны во многом отвечает на эти вопросы. Если она высокая — придает уверенности. Для меня, учителя, такая оценка — та самая «веха».

А изменилось в моей жизни то, что за подсказками, за советами, с вопросами ко мне потянулись другие учителя. Из своей школы, из соседних. Я рад такому вниманию коллег: свой опыт ценен тогда, когда он начинает работать на других...

— Виталий, что помогает вам двигаться вперед?

— Если бы вы спросили не что, а кто, я бы ответил: жена Алла! Мне кажется, во время подготовки к конкурсу ни у одного другого конкурсанта не было такой психологической и профессиональной (жена — тоже учитель) поддержки, как у меня. Она даже двоих наших дочек оставила на это время на попечение своей мамы...

Жить, двигаться вперед помогает любовь. К детям. К своей профессии. К своей семье. И непременно — к Родине.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter