Любовь с первой ноты

Экстремальная премьера в Белгосфилармонии
Экстремальная премьера в Белгосфилармонии

Рассуждать о том, чего большинство, возможно, никогда не увидит, — настраивать это самое большинство против себя. И все же я рискну, несмотря на то, что драматические эксперименты Ларисы Симакович не раз и не два оставались непонятыми и неоцененными массовой публикой, а после премьеры ее спектакли обычно умирали, как сорванные цветы, которые некому поставить в воду (увы, пробивные способности к многочисленным талантам этой многогранной женщины не относятся). Но, очевидно, запах тех цветов по–прежнему живой, элитарное искусство фолк–театра «Госцiца» не выдохлось — несмотря на свое фактически бездомное существование, коллектив не распался и не утратил ни профессионализма, ни куража. И поклонников, судя по всему, не растерял, даже приобрел новых — премьера совместного проекта «Госцiцы» и ансамбля ударных инструментов «Grig percussion group» в Большом зале Белгосфилармонии прошла с аншлагом. Ни во время антракта, ни после публика не спешила к выходу, устроив артистам финальную овацию почти на 10 минут с непременными «Браво!» и «Бис!»... Пожалуй, я сама не прочь увидеть это еще раз и прийти не одной, а с друзьями, хотя, признаюсь, накануне была полна скептицизма.

Годами оба коллектива нарабатывали себе репутацию экстремалов от искусства, а на сей раз решили выступить в тандеме, замахнувшись на, без преувеличения, «наше все» — бессмертное творение Якуба Коласа «Сымон–музыка». Лариса Симакович, создавшая «Госцiцу», выступила в качестве композитора и режиссера новой версии известного сюжета под названием «S–музыка»... Настораживало, впрочем, не только название и обилие всевозможных барабанов на квадратный метр сцены. На роль Сымона пригласили трубача Государственного симфонического оркестра Павла Бурцева, других персонажей предстояло воплотить «русалкам» из «Госцiцы»... Как оказалось, достойная литература способна выдержать и это. Более того: ни лишенные изящества сакральные танцы босоногих дев, ни джазовые вокализы, ни импровизированный хор барабанщиков не забили высокой идеи и высокой поэзии. Ибо в чем в чем, а в непрофессионализме ни одного из участников этого действа упрекнуть нельзя.

Свое сотрудничество с «Grig percussion group» Лариса Симакович называет не иначе как историей любви. И рассказывает, как однажды вышла на них привлеченная необычными звуками, разносившимися по этажам филармонии. В тот момент Лариса Ивановна была на третьем этаже, семеро барабанщиков репетировали в зале. Говорит, шла на звуки, забыв обо всем... К счастью, эта любовь «с первой ноты» оказалась взаимной. Кстати, и Павла Бурцева Симакович нашла похожим образом — ходила по академическим коридорам и вслушивалась, из–за каких дверей труба звучит убедительнее. Оказалось, что такая труба принадлежит юному призеру международных конкурсов...

Почему все–таки труба, а не скрипка? Сила ударных, помноженная на силу аутентичных голосов, решила Лариса Симакович, «задавит» нежный инструмент. Труба подошла в самый раз.

— Думаю, Колас не будет на меня в обиде, — рассуждает режиссер вызывающего спектакля. — В конце концов, в свою поэму он заложил сотни идей, а я использовала только одну. К тому же известно, что в гениальном произведении каждая эпоха ищет свою рифму.

Возразить нечего — англичане, например, приходят в восторг, узнав, что кто–то осуществил очередную революционную постановку их соотечественника Шекспира, в который раз подтвердив гениальность великого драматурга. «Революционного» Коласа в белорусском театре увидишь нечасто, хотя простора для творчества в его произведениях действительно хватает. Но не станет ли «S–музыка» разовым авторским проектом? Независимый фолк–театр «Госцiца» умеет делать небанальные спектакли, но больших денег элитарным искусством по–прежнему не заработаешь (в связи с чем отдельное спасибо руководителю Госансамбля танца Валентину Дудкевичу, позволяющему коллегам из «Госцiцы» репетировать на своей базе). «S–музыку» уже пригласили на фестивали в Польшу, Словакию, Чехию, но о следующем показе в Беларуси речи пока не ведется. Хотя Белгосфилармония, отважившись отдать сцену под столь эпатажное зрелище, внакладе не осталась и может записать несколько очков в пользу своей демократичности. В конце концов, серьезное искусство — не музей, и если внутри его может происходить такое, значит, в дальнейшем возможно еще немало достойных сюрпризов.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter