Наталья Александрович почти сорок лет работает главврачом Могилевского специализированного дома ребенка

Любовь правит миром

Одна запись в трудовой — большая редкость. Особенно если сделана еще четыре десятка лет назад. Каково это — сорок лет руководить организацией, куда пришел когда-то молодым специалистом? И что такое постоянная профессиональная прописка — осознанный выбор или вынужденные обстоятельства? Главврач Могилевского специализированного дома ребенка Наталья Александрович не скрывает: на самом деле глубокие философские изыскания — не ее кредо. Просто изо дня в день вместе с коллегами она делает то, что считает важным. А если мир в итоге хоть немного меняется в лучшую сторону и люди становятся добрее — значит, их старания не напрасны.


Ключевое слово — «дом»


Красиво расчерченные газоны, скромные осенние клумбы, гордо выстроившиеся туи. Светлая плитка дорожки упирается в бело-розовый особняк, а дальше — вверх по лестнице с разноуровневыми перилами. Кабинет главного врача на втором этаже. Наталья Александрович уточняет:

— Когда распределилась сюда после Гродненского мединститута, это был дом малютки. В народе его и сейчас так называют. Помню, тогда очень впечатлило, что все дети (а воспитанников было 170!) одеты одинаково. Только представьте: одни и те же пальтишки, шапочки, ботиночки. Как маленькие солдатики! Сразу решила: если стану руководителем, первое, что изменю, одинаковую форму одежды.

И слово сдержала. Советский легпром, понятное дело, особым разнообразием не отличался, но кастелянши на базе старались отбирать рубашечки и платьица разных цветов. Молодой директор также взяла курс на домашнее обустройство внутренних интерьеров. «Слово «дом» ведь ключевое, — высказала свое мнение Наталья Николаевна. — А в нем должно быть тепло, уютно». Сотрудники приносили шторы, скатерти, игрушки своих детей — так, чтобы комнаты отличались одна от другой. Вскоре перемены коснулись самого дома.

Для малышей в доме ребенка созданы все условия.

— Раньше он занимал несколько отдельных помещений образца шестидесятых и даже сороковых годов. Единый современный корпус должен был кардинально решить «жилищную» проблему маленьких сирот. К его строительству приступили в 1986-м, однако новоселья, — вспоминает Наталья Александрович, — ждать пришлось долгие двенадцать лет. И все это время сидеть на чемоданах. С места на место в приспособленные здания могилевский дом малютки переезжал четыре раза! Со всеми пеленками, кроватками, кастрюлями. Было нелегко, но педагоги, педиатры, нянечки даже в походных условиях умудрялись создавать своим воспитанникам комфорт.

Вам и не снилось


Тем не менее, считает Наталья Николаевна, родную маму казенные стены не заменят. Потому сотрудники всегда рады помочь малышу найти родителей. Некоторые из таких эпизодов со счастливым хеппи-эндом вполне могли бы даже режиссеров заинтересовать. В их числе история маленькой Маши. Хотя произошла она еще в советский период, работники со стажем в деталях помнят ее по сей день. Родители отказались от малышки сразу после ее рождения. По всей вероятности, их испугал тяжелый недуг девочки: у нее не было ноги.

— Кроха росла умницей, красавицей. Специалистов, которые смогли бы помочь ей с протезом, найти было не так-то просто. В итоге за это взялись медики из Петербурга (тогда еще Ленинграда). Обследование, примерка протеза заняли около месяца — все это время в больнице с малышкой находилась наша медсестра. И ребенок в свои неполные три года пошел, правда, опираясь на палочку, — вспомнить подробности этой драмы помогла врач-педиатр Татьяна Моховикова.

Но радость сменилась озабоченностью: а что дальше? Тридцать лет назад трехлетку с тяжелыми диагнозами ждал детский дом-интернат. Отдавать туда Машу было жаль, а желающих удочерить девочку не нашлось. Тогда решили расширить поиски: дали объявление в союзную газету «Моя семья».

— Не представляете, какой шквал звонков на нас обрушился! Некоторые даже приезжали с уже готовыми документами на удочерение, — рассказала Татьяна Ильинична. — Пересмотрели свое решение и родители малышки. Дальше было все, как в индийском кино: Маша, узнав, что за ней приехал папа, вдруг отбросила тросточку и пошла навстречу своему отцу. Сама, без всякой дополнительной опоры!

В коллективе все  профессионалы и единомышленники.

Становимся добрее


— Сегодня, — поделилась наблюдениями Наталья Николаевна, — люди стали милосерднее. Потенциальных родителей уже не пугает тот факт, что у ребенка могут быть проблемы со здоровьем. Так что шансы найти папу и маму есть практически у всех наших воспитанников. Больше чем на полгода у нас теперь редко кто из них задерживается.

Только за минувший год 94 малыша из могилевского дома ребенка, который двадцать лет назад стал специализированным (для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики), нашли новых родителей. «Попал ребенок в дом семейного типа или его взяли под опеку, в приемную семью, не так важно. Дело, — уверена Наталья Николаевна, — не в форме, а в сути. У крох появились дом, мама с папой, братья с сестрами — вот что главное».

Многие из коллег Натальи Александрович отдали своему делу по два, три десятка лет. В их числе логопед Инна Середина, главная и старшая медсестры Галина Хаустович и Ирина Громченко, воспитатели Людмила Данилова и Светлана Гаврушева и другие. «Работа нелегкая, в основном она легла на хрупкие женские плечи, — признала руководитель. — Но ничего, справляемся».

Вектор надежды


Отделение физиотерапии, кабинеты раннего вмешательства, логопедический, релаксации и сенсорной интеграции, социальной адаптации — даже лечебные комнаты в могилевском доме ребенка мало похожи на казенные. Про спальни или игровые, музыкальный или гимнастический залы и говорить нечего: здесь нет одинаковых покрывал, однотипных игрушек. И даже кажется, что над оформлением поработал хороший дизайнер. Наталья Александрович призналась: на самом деле все продумано так, чтобы каждый метр площади был использован с максимальной пользой. В оснащении, отметила, помогали и государство, и общественность, и меценаты. Давний и надежный партнер есть также и за рубежом — немецкая организация «Помощь детям, пострадавшим от Чернобыля». Заграничный опыт вдохновил коллектив и на такой смелый шаг, как открытие центра паллиативной помощи.



— Это направление выбрали не случайно: потребность в нем есть, и немалая. В стационарном отделении хосписа у нас сегодня 20 детей. Еще 130 ребят на амбулаторном наблюдении, — главврач рассказала, что главной своей задачей персонал отделения считает повышение качества жизни маленьких пациентов.

 Кроме палат и кабинетов паллиативной помощи, здесь действует также выездная патронажная служба. Все сотрудники хосписа прошли стажировку, освоили передовые технологии работы физических и игротерапевтов, а также другие процедуры, которые облегчают состояние ребят.

— В прошлом году реализовали очередной очень важный проект — дали матерям особенных детей возможность социальной передышки. Они живут жизнью своих сыновей и дочерей 24 часа  в сутки все 365 дней в году. Понятно, что такой «марафон» съедает жизненные силы, — считает Наталья Александровна. — Но теперь у них есть возможность их восстановить, отправив к нам своего ребенка на 28 дней. Детям будет обеспечен хороший уход, а мамы это время смогут использовать по своему усмотрению: сделать ремонт в квартире, сходить в театр, встретиться с подругой.

Труд главного врача и всего коллектива дома ребенка отмечен множеством наград самого высокого уровня. Наталья Николаевна не скрывает: признание их заслуг, конечно, вдохновляет. Но работают они не ради титулов и званий. А чтобы дети, которых судьба с рождения испытывает на прочность, больше радовались жизни, были счастливы. Знали, что их любят, ценят. И что они в этом мире не одиноки. «Сейчас идет процесс усыновления еще одного ребенка, причем паллиативного. Такое у нас впервые, — призналась Наталья Александрович. — Мы предупредили будущих родителей о предстоящих трудностях, но они решение не поменяли. Для их малыша это шанс найти родной дом. Для других — обрести надежду».

markova@sb.by

Фото автора и из архива Могилевского специализированного дома ребенка
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter