Пытал жену утюгом: откуда появляются домашние агрессоры?

Любовь на грани

О насилии в семье мы слышим довольно часто. Из оперативных милицейских сводок, приговоров судов, рассказов знакомых. Страшнее, конечно, когда такие события происходят у тебя за стеной. Но не многие спешат в этих случаях звонить в службу 102. Ведь к приезду опергруппы ссорящиеся могут и помириться. И кто тогда будет крайним, предположить нетрудно. Так как же поступать в этих ситуациях? Попробуем разобраться.

Коллаж Олега Попова

Истязатель осужден

Сорокадвухлетний витеблянин Игорь (имена изменены) сильно ревновал свою жену. В тот день в многодетном семействе тоже не обошлось без выяснения отношений. К счастью, детей дома не было — они гостили у бабушки. Мужчина  утром сходил в магазин за водкой и уже с обеда стал употреблять спиртное. Попытался заставить выпить и жену. Но та лишь делала вид, что составляет компанию — выливала горячительное в раковину и потихоньку собиралась на работу. Ей нужно было успеть на вторую смену. Однако муж заявил: она никуда не пойдет. Такое было уже не раз — супруг беспричинно, как утверждает истица, ревновал ее к начальнику. И руку поднимал на благоверную тоже не единожды: та никому не жаловалась и считала, что подобные инциденты бывают в каждой семье. 

Одним словом, Светлана на работу в тот день так и не попала. Застолье продолжалось до позднего вечера. Сильно захмелевший Игорь становился все злее. Очередные обвинения в измене и требования «во всем признаться»… Потом удары кулаком, ногами, о кухонный диван… Свернувшись калачиком, Светлана надеялась, что побои вскоре прекратятся. Зря надеялась. Попыталась вырваться и убежать в соседнюю комнату — мучитель ее догнал. И взял в руки утюг: ты, мол, мне все равно все расскажешь.

В итоге — два ожога на руке и один на животе. Через день бабушка привела к родителям детей. Увидев избитую и обожженную дочь, увезла ее из дома. Обратились за помощью к врачам, те сообщили о произошедшем в милицию. Дальше — следствие и резонансный судебный процесс. На суде Игорь убеждал: у них была нормальная семейная жизнь. Признался в пощечинах, про утюг не помнит…

Суд посчитал его вину в истязании жены, угрозе убийством и нанесении ей менее тяжких телесных повреждений доказанной и осудил к трем годам лишения свободы в колонии общего режима. Приговор пока не вступил в законную силу. 

Председатель суда Первомайского района города Витебска Андрей Андрушенко констатирует: судьям довольно часто приходится сталкиваться с делами о семейном насилии. И не всегда легко разобраться в том, кто прав, кто виноват в конкретной ситуации. Особенно когда оба участника конфликта находятся в нетрезвом состоянии. Но в любом случае, отмечает Андрей Анатольевич, зачинщики семейных скандалов с применением физической силы обязательно получают заслуженное наказание. 

Покаянная для жены

В Дубровенском районе в роли истязателя выступила женщина. Ссора в деревенском доме разгорелась из-за того, что на кухне пропали столовые приборы — ножи, вилки, ложки. Пятидесятичетырехлетняя хозяйка заподозрила в краже супруга и не придумала ничего лучше, как посадить его в подвал. Послала туда за квасом, а сама прихлопнула люк, придавила его для верности буфетом и холодильником, после чего потребовала полного покаяния. 

Муж, как рассказал прокурор Дубровенского района Михаил Патеев, до последнего молил о пощаде. Пытался убедить благоверную в том, что ничего не брал. А когда изрядно замерз в холодном погребе, уже был согласен на все. Супруга передала ему через щель бумагу и ручку: чтобы письменно сознался в содеянном. Тот под диктовку написал «раскаяние», пообещав вернуть пропавшие вещи. Первый экземпляр мстительница не приняла — нашла грамматические ошибки в расписке. Потребовала переписать, что и сделал мужчина, попавший в ловушку. Опять не прошло — почерк оказался корявым. Одетый лишь в майку сельчанин еще раз переписал «документ» и, не надеясь особо на спасение, успел нацарапать на деревянной полке сообщение для будущих поисковиков: признание в краже, мол, написал под принуждением. 

В итоге супруга выпустила-таки мужа из заточения. Правда, предварительно пришлось написать ей еще и заявление на имя начальника РОВД — «явку с повинной». Оказавшись на свободе, сельчанин тут же побежал в милицию, где и попросил защиты от жены, на 4 часа запершей его в подвале. Было возбуждено уголовное дело. Михаил Патеев не скрывает:

— Факты насилия в семье — настоящий бич. Только за последние пару лет по одному лишь району — десятки резонансных историй. Была парочка, которую в окровавленном виде доставили в больницу. Оказалось, во время ссоры жена-доярка ударила мужа-механизатора чугунком, а он ее — увесистой сковородой. У каждого своя версия произошедшего, но врачам, а потом и милиции пришлось изрядно повозиться. Кстати, оба ранее уже наказывались за физическое насилие в отношении друг друга. Недавний случай: бывший муж сначала избил жену — кулаками, ногами, метлой, а потом запер ее в доме. 

За несчастную попыталась заступиться подруга, узнавшая об истязаниях. Правда, и последней досталось — разъяренный глава семейства ударил ее табуретом по голове. Примечательно, что случилось это ЧП буквально на следующий день после того, как хозяин дома освободился из-под ареста, к которому был осужден за угрозу убийством в отношении бывшей супруги. А ведь люди прожили вместе много лет, вырастили детей. Теперь он осужден на 2,5 года лишения свободы. Поумнеет ли? Бывшая супруга от пережитого уже слегла с инсультом…

Конечно же, у всех домов и квартир по милиционеру не поставишь. Но у каждого из нас есть выбор: вмешиваться или нет в сторонние конфликты. Чужая семья — потемки? Вот только то, что выходит за стены соседских кухонь и спален криками о помощи, уже нельзя назвать семейной тайной. И нам всем нельзя оставаться равнодушными и безучастными к чужой боли и страданиям. Криминальная практика зачастую показывает: если бы окружающие вовремя сделали экстренный звонок в службу 102, жизни десятков жертв семейного насилия можно было бы спасти.

ДОСЬЕ «НГ»

В МВД называют цифры: в настоящее время в стране состоят на учете свыше 8,3 тысячи домашних дебоширов. За три месяца 2020 года в результате семейных конфликтов совершено около 20 убийств, возбуждено почти 200 уголовных дел за истязания и 225 — за угрозу убийством. 

За это же время в Витебской области — 18 уголовных дел за умышленное причинение легких телесных повреждений, 14 — за истязания, 35 — за угрозу убийством. Вынесены 208 защитных предписаний, в том числе в отношении 184 граждан — с удалением их, как истязателей, из домов и квартир, где они проживали совместно со своими жертвами. В административном порядке за нанесение побоев, причинение физической боли и моральных страданий на Витебщине наказаны свыше 1,2 тысячи человек. На учете здесь состоит около 950 семейных скандалистов.

МНЕНИЕ

Игорь Теряев, заведующий отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии: 

— С каждой конкретной ситуацией проявления домашнего насилия нужно разбираться отдельно — причины жестокости могут быть разными. Практика показывает: бывает, что и сами женщины в критический момент ведут себя не совсем правильно, тем самым усиливая агрессивное поведение партнера. Например, устраивают разборки с нетрезвым супругом, ругаются, обвиняют, угрожают, вместо того чтобы максимально дистанцироваться в этот момент, а выяснением отношений заняться потом, когда он протрезвеет. Был случай: дама встала в двери и пыталась не выпустить пьяного сожителя из квартиры — он стремился к друзьям для продолжения застолья. В итоге человек, находящийся в сильном алкогольном опьянении, потерял над собой контроль. Конечно же, дело закончилось побоями. 

Каждая женщина должна помнить: если ее благоверный единожды перешел границу и поднял руку — физическое насилие может повториться. Поэтому нельзя терпеть и молчать, оправдывая его действия и надеясь на то, что больше этого не произойдет. Вы должны сразу же дать понять: подобные взаимоотношения для вас неприемлемы. 

Что заставляет слабую половину скрывать происходящее в семье? Страх, чувство беспомощности, боязнь остаться одной... Но все это, поверьте, не стоит физических и моральных мучений, тем более человеческой жизни или риска стать инвалидом. Не стоит рассчитывать, что склонный к жестокости человек сам по себе «перевоспитается» — оставаясь безнаказанным, он будет становиться еще агрессивнее. Прежде всего при первых же проявлениях семейного насилия его жертве (а это иногда бывают и мужчины) следует обратиться к психологу. Он поможет разобраться в себе и ситуации в целом, а также принять верное решение. 

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter