В Купаловском театре прошла премьера комедии "Любовь как милитаризм"

Любовь как случайная смерть

О любви немало песен сложено. Популярный российский драматург Петр Гладилин, автор знаменитых пьес «Афинские вечера», «Ботинки на толстой подошве», «Мотылек», решил сложить еще одну и написал пьесу «Любовь как милитаризм». Сначала это была не пьеса, а киносценарий, написанный в 1993 году. Увы, с кино пока не вышло. Не попалась она на глаза Жоре Крыжовникову, так что пока имеем спектакль.

«Песню» эту вряд ли затянешь за праздничным столом или в день памяти святых Петра и Февронии — покровителей семьи и брака. Песня, простите, пьеса вышла совсем не радостной, но довольно запоминающейся. И играется она тут совсем не на трех аккордах, а по всему буфету.

После «Антигоны» и «Шабанов» «Любовь как милитаризм» уже третья работа учеников Николая Пинигина на главной сцене страны. На этот раз режиссером выступил Дмитрий Тишко. Пинигин осуществлял художественное руководство постановкой. Где здесь заканчивается Тишко и начинается Пинигин, который на пьесах Гладилина собаку съел, вам, конечно, никто не скажет. Но, по–моему, от режиссера Тишко здесь много — веет от премьеры некой свежестью восприятия, здоровой агрессией, новым незашоренным взглядом.

В спектакле три поколения героев. Дедушка — бабушка, папа — мама, дочь — жених, родня и знакомые. Все ненавидят друг друга и хотят друг друга переделать. Идут бои на семейном фронте, где по–прежнему без перемен. Разборки не заканчиваются даже на поминках. Вернее, здесь и происходит главный конфликт, суть которого можно свести к булгаковской фразе: «Потаскуха была моя бабушка...»

Главная героиня истории «Любовь как милитаризм» — умная и проницательная Татьяна. Сначала она — девочка, наблюдающая дикие семейные скандалы. Потом Таня вырастает. Перед нами интересная семнадцатилетняя девушка, которая безнадежно хочет разорвать это родовое проклятие непонимания и вражды. Стать счастливой, выйти замуж. Но, увы, груз семьи тянет вниз.

Не помогают ни клятвы, ни цинизм, ни просьбы. Заканчивается все довольно грустно — наша Таня не роняет в речку мячик, а отправляется на зону шить тапочки. Это еще ничего. В одном интервью драматург Гладилин признавался, что вообще хотел пустить юных героев в расход (они должны были закончить жизнь суицидом), но отлегло.

Я думаю, поставив «Любовь как милитаризм» на Камерной сцене, театр немного подстраховался. Он хочет понять, как спектакль будет воспринимать зритель. Все–таки мы действительно отвыкли от интеллектуальных комедий, где есть и абсурд, и литературные изыски, и вкус, и неожиданные повороты. По мне, потенциала постановки вполне хватает на то, чтобы перенести ее на основную сцену.

Дают жару тут два народных артиста — Николай Кириченко и Зинаида Зубкова. Интеллектуальную нотку вносит друг бабушки Константин Сергеевич (привет Станиславскому!) в ироничном исполнении Александра Подобеда, отметившего недавно юбилей. Эффектны купаловские красотки — Евгения Кульбачная, Юлианна Михневич, Екатерина Яворская. Достоверным и одновременно отталкивающим получился герой Виктор Анатольевич у Олега Гарбуза.

Ох какой едкий собирательный образ современного отца семейства получился у Гарбуза! Один пиджачок и штанцы чего стоят. Можно поздравить Олега с очередной интересной ролью.

В спектакле возникает главное, чем можно любоваться, — актерская полифония. Обязательно надо смотреть и другой состав, где заявлены Зоя Белохвостик, Геннадий Гарбук, Юлия Шпилевская, Георгий Малявский...

Когда–то в «Никола–театре», приказавшем всем нам долго жить, Николай Пинигин уже ставил пьесу Гладилина «Ботинки на толстой подошве». Там играли Владимир Мищанчук, Ольга Клебанович, покойный Сергей Журавель.

Пьеса была резка, постановка раздражала сюрреализмом, агрессией. Почему–то запомнил на всю жизнь две фразы из спектакля. «Распад семьи — подобен распаду атома». И вторая: «От запоров помогает холодная сырая вода по утрам». Не знаю, к чему это я. И вообще не я, драматург написал. А что написано пером, никаким напалмом не выжечь.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Рисунок Олега Карповича

Советская Белоруссия № 111 (24993). Вторник, 14 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter