Люблю жизнь! По жизни она боец: если унижают человеческое достоинство, она всегда рядом, всегда умеет оставаться Человеком в любых обстоятельствах.

В Национальном академическом драматическом театре имени М.Горького давали спектакль “Адъютант-Ша Его Величества”, который идет с аншлагом уже более 17 лет. Собственно, это был бенефис Ее Величества Актрисы — народной артистки Беларуси, лауреата Государственной премии БССР, обладательницы “Хрустальной Павлинки” Ольги Михайловны Клебанович. Спектаклем этим, а еще озорным, остроумным, талантливым капустником отметили юбилей артистки.

В Национальном академическом драматическом театре имени М.Горького давали спектакль “Адъютант-Ша Его Величества”, который идет с аншлагом уже более 17 лет. Собственно, это был бенефис Ее Величества Актрисы — народной артистки Беларуси, лауреата Государственной премии БССР, обладательницы “Хрустальной Павлинки” Ольги Михайловны Клебанович. Спектаклем этим, а еще озорным, остроумным, талантливым капустником отметили юбилей артистки.

В небольшой, на двоих, гримерке актрисы сразу становится тепло от созерцания висящего на вешалке желто-оранжевого кукольного подсолнушка, улыбкой похожего на хозяйку. В жизни она производит впечатление яркого, успешного, целеустремленного, стойкого, озорного лидера. Откуда эта ее внутренняя сила?
“Я — как кукла-неваляшка: чем сильнее обстоятельства пригибают меня к земле, тем отчаяннее я поднимаюсь и, как барон Мюнхаузен, за волосы вытягиваю себя. Родители мои белорусы. Я очень рано осталась без отца, — рассказывает актриса. — Поднимали меня мама и бабушка с дедушкой. У меня было уникально насыщенное детство в местечке Гресск, что в 20 километрах от Слуцка. Я все умею делать: и огород полоть, и картошку сажать, и рыбу ловить, и грибы собирать. Дедушка был столяром и замечательным охотником. И я лес чувствую и люблю. Мама была уникальным человеком, которого все обожали. Она умела душевно согреть каждого, кто входил в дом. Мне она посвятила свою жизнь, и благодаря ей я могла заниматься профессией.
После войны мама восстанавливала Минск. Я к ней переехала учиться с 8-го класса. Жили мы в том доме, который мама отстраивала своими руками. Я с детства любила петь, пела где могла и, конечно, в школьной самодеятельности. Мечтала стать врачом или артисткой. Стала артисткой: врачую души”.
Но при кажущемся фанфарном шествии творческий путь Ольги вовсе не был усыпан розами.
“Когда заканчивала институт, — вспоминает она, — ни один театр не подал заявку на молодую артистку, так как все были уверены, что я иду работать в Купаловский. И не просто иду, а на роль Павлинки (об этом уже говорила театральная общественность).
Но по непонятным причинам руководство театра “забыло” отправить запрос, и начинающая актриса должна была поехать в Гродно. Растерянная выпускница стояла под лестницей родного института и плакала. Здесь ее и увидел Дмитрий Алексеевич Орлов, блистательный актер Русского театра (его помнят по роли Кубэ в фильме “Часы остановились в полночь”) и один из лучших педагогов, воспитавший целую плеяду корифеев белорусского театра.
— Деточка, ты замечательная, если бы у меня был свой театр, я обязательно пригласил бы тебя в труппу. Но, поверь, настоящее искусство — в провинции.
Ее это взбодрило. Гродненский театр принял молодое дарование приветливо. Ей предоставили комнату в общежитии, где она сама топила печь, покупая на зиму торф. Год пролетел незаметно. Но еще на выпускных экзаменах Ольгу Клебанович заметили влиятельные актеры Русского театра — Юрий Владимирович Сидоров и Зоя Васильевна Осмоловская. Они-то и убедили тогдашнего директора театра пригласить “молодую героиню” в Минск.
С 1967 года — Русский театр в Минске, второе и пожизненное место службы актрисы.
Об актрисе говорят, что она умеет дружить. Круг друзей и приятелей у нее очень широк: архитекторы, инженеры, врачи, актеры. По жизни она боец. Если унижают человеческое достоинство, она всегда рядом, всегда умеет оставаться Человеком в любых обстоятельствах.
И как-то незаметно театральные разговоры сменились очень личными, о любви.
...Этой парой — Ольга Клебанович и Александр Денисов — любовался не только театральный Минск. Она — молодая героиня Русского театра, он — молодой, пластичный, красивый герой Купаловского, удачно игравший на сцене, ярко и много снимавшийся в кино (Александр Денисов — лауреат Государственной премии СССР за роль в спектакле “Рядовые”, лауреат премии КГБ СССР за участие в фильме “Фронт без флангов”, сыграл Гамаюна в фильме “Государственная граница”).
История их знакомства мистически романтична. Ольга училась на третьем курсе театрально-художественного. Однажды в театральном костюме Леди Мильфорд из “Коварства и любви” Шиллера поднималась из своей аудитории в деканат, напротив которого стоял Саша со студентом режиссерского курса Валерой Позняковым. “Оля, — окликнул ее Валерий, — я познакомлю тебя с твоим будущим мужем”. “Если он хочет со мной познакомиться, пусть займет очередь...”. А Саша взял и дождался ее после репетиции, признался, что в Минске у него никого нет, что он только приехал в нашу столицу (его взяли на первый курс), и попросил Ольгу показать ему город.
Они бродили по Минску допоздна. А потом он ухаживал за ней шесть лет. Они окончили институт. Саше удалось обаять Олину маму, всех ее родственников. А Ольга была увлечена театром, ролями, поклонниками. Считала, что замуж ей еще рано. Сватать Ольгу Клебанович к ней домой вместе с Денисовым пришел Геннадий Овсянников. Перед напором такой “тяжелой артиллерии” она не устояла. Поженились они в 1970 году, через девять месяцев родился Денис. Саша тогда от счастья “выкупался” в душе в “шлюбном” костюме, на много лет опередив Юрия Яковлева в фильме “Ирония судьбы”. В 1979 родилась Даша. “Главой семьи и хозяином в доме всегда был Саша, — рассказывает актриса. — Он прекрасно готовил беляши, манты, пельмени, плов. Я была ответственна за драники. Дом был полон гостей. Муж с уважением относился к моим успехам в театре. А я мечтала, чтобы звание заслуженного артиста первым получил он. Так и случилось. За гонорары в кино мы приобрели хутор и “авоську” (военный уазик) для поездок. Будучи на гастролях в Сибири, Саша привез оттуда и посадил три кедра. Один из них плодоносит и сейчас. А потом случился 1986 год. Страшный диагноз Даши. Нам тогда помогла замечательный доктор Ольга Олейникова. Но здесь врачи уже ничего не могли сделать. Саша всю тяжесть ситуации взял на себя и принял решение: чтобы спасти дочь, они с Дашей в 1990 году уехали в США.
Эту битву муж выиграл... Даша окончила там университет, она программист по профессии, пишет замечательные рассказы. Теперь живем на две страны. Денис окончил театральный институт, играл в театре, сейчас занимается тридаграфикой. Мы с Сашей вместе снимались в фильме “На спине у черного кота” на киностудии “Беларусьфильм”.
Неужели вдали от мужа она не позволяла себе женских слабостей? “Я себя чувствовала женой фронтовика. Я ждала его”, — сказала, как отрезала.
Дочь говорит о ней: “В маме живо постоянное стремление к счастью”. В ответ на вопрос, счастливый ли она человек, актриса улыбнулась: “Периодически ощущение счастья бывает. Я внимательная мама. С детьми мы друзья. Живу завтрашним днем. У меня всегда есть возможность выговориться через роли. Но никогда не путаю жизнь и театр. Театру служу честно, но люблю жизнь. Профессия у меня публичная, но обожаю одиночество. Люблю жизнь, и она продолжается”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter