Оксана Мельникова из Столбцовского района нашла себя в профессии, добилась уважения в коллективе и создала крепкую семью

«Люблю с детьми поговорить по душам»

В этой хрупкой женщине абсолютно не угадываются силы. Точеная фигурка, тихий, ласковый голос. Только пообщавшись с Оксаной МЕЛЬНИКОВОЙ, техником-осеменатором столбцовского ОАО «Каганец», понимаешь, насколько это цельный и чрезвычайно ответственный человек. Из не совсем благополучной семьи, рано повзрослев, она нашла себя в профессии, снискала уважение в коллективе и создала крепкую многодетную семью. Согласитесь, без сильного характера сделать свою жизнь счастливой наперекор всему невозможно.


О семье

Мама ходила на ферму на работу, и мы с сестрой следом бегали. Было трудное детство, работали наравне со взрослыми. Учиться не пошли, связали свою жизнь с животноводством. Но не распились, не разбосячились. Сестра в Яченке теперь трудится дояркой. Я девять классов окончила и пошла на свой хлеб. Вопрос, где работать, не стоял. Конечно, на ферме. Выделили мне группу коров, посмотрели, что девочка смотрит за животными, следит за их состоянием, подумали, видимо: «Толк из нее будет». У нас в хозяйстве еще работал ветврач Александр Золоторев, он и отправил на учебу: «Езжай, хоть какая специальность будет».

О призвании

Три месяца отучилась на курсах в Сенице и пошла работать. То, чему там учили, я все знала: нужна была только корочка. Сейчас считаю, что в некоторых профессиях сперва лучше получить практические знания, а уж потом изучать теорию. Скажем, я поняла, что могу работать с коровами, что это интересное дело и мне оно очень нравится. Осеменатором может быть далеко не каждый. Кому-то мешает брезгливость, кто-то боится коров. Кстати, в основном это безобидные животные. Конечно, в стаде есть и «бодучки», но их немного, мы всех их прекрасно знаем.

О замужестве

С ранней юности старалась заработать денег, чтобы все было как у людей. Покупала себе обновки в основном, родителям помогала. Рано, еще не было восемнадцати, выскочила замуж в Заямное. Но там не получилось — пожили лишь пять месяцев. Молодая была, несмышленая, думала, что полюбила, а потом разобралась, что это всего лишь привязанность. Бог его знает! Надо друг к другу присматриваться, а не с бухты барахты мчаться в ЗАГС.

Второй избранник из Молодечно, приезжал в эти места к бабушке. Я — к подруге, на танцах и встретились с Александром. В 20 лет родила первенца — дочку Вику. Приехала домой и плачу: «Как я это дите подниму?» Но потом время прошло, все вошло в свою колею. Умерла мама, помогал смотреть за ребенком мой отец. Но в декрете побыла только два месяца, позвала заведующая на ферму: «Оксанка, хотя бы на пару часов, я много от тебя не хочу». Нам же нужны были деньги. На три-четыре часа сбегаю на ферму, потом лечу малышку кормить.

Средняя Лиза родилась 16.06.2006 года, младший Никита — 12.12.2012 года. Такие вот совпадения в датах. Оба пошли в садик с года. Льгот особых на своих детей не добивалась: не такой у меня характер, чтобы просить. Мои дети, сама на них заработаю.

О доме

Когда мы приехали с Сашей в Ячное, нам дали дом с паровым отоплением, который невозможно было обогреть. Как-то разговорилась с завфермой Людмилой Жарко про свои трудности: «Не знаю, как жить. Дом большой, не отопить». Она и говорит: «Езжай к Денису Сергеевичу. Я поговорю с ним, он тебя без вопросов возьмет на ферму в Заречье и даст там жилье». Так и получилось. На тот момент директор ОАО «Каганец» Денис Захарчук сразу предложил стать заведующей фермой в Засулье, а мужа устроил сварщиком в хозяйство. Дали дом под ключ — въезжай и живи. Я, конечно, ему очень благодарна. В июле отметили десятилетие нашей здесь жизни.

О хозяйстве

Держу индюков, индоуток, кроликов. Корову сейчас иметь невыгодно. Купить тот литр-другой молока, пакет сметаны или творога можно без проблем. Это мои родители держали двух коров, бычков, свиней, разную живность. Все детство — сено, «дзялкі», никаких гулей, дискотек, все время в хозяйстве. Никогда дети не сказали, что не будем чего-то делать. Собирались и шли на сенокос или на прополку. В лесу сено ворочаешь, в духоте, весь в комарах и оводах, потом стягиваешь, потом опять растрясаешь. Ой, душились работой. Теперь понимаешь: зачем это все, когда можно любой продукт купить, а диетическое мясо детям всегда есть от собственных индеек.

О профессии

С 2014 года работаю осеменатором на ферме в Заречье. Раиса Леонидовна Жук, которая передавала мне дела, многому научила. Месяц у нее стажировалась. Бывший директор Петр Михайлович Малахов спрашивал: «Ну что, получится у тебя?» Я и сама переживала, а в 2015-м уже добилась 104-процентного выхода телят. В 2016-м победила на областном конкурсе профессионального мастерства. Вот сейчас вышла на показатель в 114 процентов. Долго к этому шла — надо, чтобы коровка была чистенькая, здоровенькая, покрывалась с первого раза. Работу, конечно, я свою люблю. В животноводстве все профессии важны, но техник-осеменатор — на особом счету. По сути, это исток, основа нашей отрасли. Там, где есть высокая сохранность молодняка, есть молоко и мясо, а в конечном итоге и высокий уровень экономики хозяйства, его благополучие.

Есть животные норовистые, пока загонишь в станок, набегаешься до упаду. В стаде 355 дойных коров. В полдень их пригоняют на дойку. Мне надо их встретить, понаблюдать, как идут. Охота выявляется по поведению, по взгляду коровы. Бывает, в стаде есть особенная, «яркая» корова, которая выявляет своих подруг в охоте, то есть реагирует на них. Сперва просто ходят, потом гуляющая корова уже согласна на садку. Почему это происходит с животными одного пола? Просто у них такая реакция!

В три часа дня коровы опять пошли на пастбище, а вечером, в восемь, приходят на ночлег — тоже встречаю. Потом надо телочек посмотреть. Пока все поделаешь, уже и стемнело. В моей работе результат зависит от доярок, ночного сторожа, ветврача. Все взаимо­связаны в один клубочек. Мы дружим — восемь доярок и две подменные, сторожа. Если случается, что корова не покрылась, переживаю, ночами не сплю, перебираю в памяти: «В чем причина? Что сделала не так? Хоть бы все нормально». Понимаю, что от меня зависит все.

О конкурсе

Я, если честно, не думала, что займу в этом году первое место в районном конкурсе осеменаторов. Глянула газету и почему-то подумала, что это не я, другой колхоз победителем стал. А муж смеется: «Ты ж правильно точки расставляй!» Смотрю, и правда, обо мне написано. К конкурсу, конечно, готовилась. Вытянула билет, ответила на два вопроса, а потом из жюри спрашивают: «Ну, Оксана, что и как ты делаешь на работе?» Я и погнала — чего проще расписать хоть по минутам свой рабочий день.

О свободном времени

Свободного времени почти не бывает. По гостям не любим ходить, не переношу пустой болтовни. Это убивание времени, которого и так не хватает в сутках. Кажется, утро только началось, а уже обед. Детям надо одежду перестирать, убрать, приготовить. Хорошо, хоть дочки-помощницы растут. Тут приходит муж, надо стряпать ужин, ссобойки на завтра. Чем идти к соседям лясы точить, предпочитаю с детьми сесть и поговорить по душам. Дочка Вика всем поделится, когда приезжает из рейса, — она учится в железнодорожном колледже, сейчас на практике, на пассажирских поездах проводницей, ездит в Сочи, Краснодар. Могу часами ее расспрашивать обо всем на свете.

Люблю цветы — лилии, георгины, васильки, пионы. Цветут с ранней весны до поздней осени, начиная с первоцветов и фиалок и заканчивая хризантемами. C удовольствием ухаживаю за цветниками.

Люблю свою деревню. Между Заречьем и Засульем протекает речка Ливанка, в которой водится форель. В нашей местности жил и работал белорусский поэт Карусь Каганец, именем которого названо хозяйство. Некоторые приезжие думают, что это деревня и допытываются, где она находится. Городские говорят, что на селе скучно. Но у меня нет времени скучать.

 klimovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter