Музыковед Ольга Брилон — о книгах, посвященных «Песнярам» и истории белорусской эстрады

Любить, ценить и гордиться

В прошлом году музыковед Ольга Брилон с Мариной Мулявиной презентовали трогательную книгу о сокровенном — “Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное...”. 500 экземпляров разлетелись быстро. Своеобразным продолжением проекта станет книга, посвященная большой и яркой истории белорусской эстрады. Меломанам больше не придется черпать скупую и сухую информацию о любимых артистах из Википедии. Ольга Брилон рассказала корреспонденту “НГ” о том, что войдет в красочное издание, вспомнила о знакомстве с легендарными “Песнярами”, обозначила болевые точки современной музыкальной критики.

— Ольга, на чем сделаете акцент в новом проекте?

Фото из личного архива.
— Книга будет посвящена истории эстрады белорусской филармонии начиная с 30-х годов прошлого века. У нас было немало талантливых артистов, которых хорошо знали в СССР, — исполнители песен Ирина Полянская, Эдуард Мицуль, Виктор Вуячич, Нелли Богуславская, Валерий Кучинский, Ярослав Евдокимов, конферансье Николай Шишкин и Виктор Синайский, ВИА “Песняры”, “Верасы”, “Сябры”, “Чараўніцы”. Многие из некогда звездных имен сегодня незаслуженно забыты.

Помню, в начале 2000-х на вахте филармонии сидел скромный интеллигентный старик Игорь Пигулевский — первопроходец отечественной акробатики. Во время войны он попал в плен, был на волосок от смерти — выжил чудом. Его история круче любого сценария. Он выстоял, не сломался, нашел в себе силы жить и творить. А вспомнить Эдуарда Мицуля — выдающийся певец, необыкновенной сценической культуры. На страницах книги расскажем о многих интересных судьбах. Думаю, в свет двухтомное издание выйдет не раньше осени 2019 года.

Продолжаются архивные поиски, встречи с родными и близкими, сбор афиш и фотографий. Последних уже около двух тысяч! Уверена, красочные фолианты вызовут не меньший интерес, чем “Недосказанное”. К слову, отдельная глава в новой книге будет посвящена ансамблю “Песняры”.

— Вспомните, как познакомились с Владимиром Мулявиным?

— Мы впервые встретились в июне 1994 года. Большое интервью с ним стало основой моей часовой авторской радиопрограммы. Очень долго договаривались о встрече, раза три все срывалось — поймать Мулявина было непросто. Потом было еще несколько интервью.

Вы не представляете, каким он был скромным! Натянет кепочку на лоб и идет тихонько, только бы не светиться. Мулявин — человек-символ, гордость Беларуси. Отрадно, что мы бережно сохраняем его наследие. В Белгосфилармонию вернулся знаменитый песенный цикл Владимира Мулявина “Венок” на стихи Максима Богдановича в исполнении Национального академического народного оркестра Беларуси имени Жиновича под управлением Михаила Козинца. Этим же коллективом восстановлена рок-опера “Песня пра долю” — центральное произведение в творчестве Владимира Мулявина. А ведь она была утеряна, мы чудом ее нашли и восстановили. В следующем году отметим 50-летие ансамбля, в планах вернуть на сцену уникальную календарно-обрядовую программу 1979 года.

— Давайте поговорим об академической музыке. В советское время она часто звучала в радиоэфире, а профессиональные музыканты, музыковеды и композиторы создавали высокоинтеллектуальные программы, где классика играла первую скрипку. Почему такие проекты пришли в упадок?

— Академическая музыка всегда была элитарной. Но настоящим музыкальным просветителям даже неискушенных зрителей удавалось заинтересовать классикой. На телевидении и радио постоянно транслировались оперы и концерты, артисты академических жанров выступали на селе, в райцентрах. Увы, все в прошлом. Сегодня правят бал выгода и прагматичность, радиостанции и телеканалы нацелены на заработок, поэтому неудивительно, что они завоевывают внимание слушателей поп-музыкой.

Я посоветовала бы родителям вместе с детками почаще ходить в филармонию. У нас есть много детских просветительских программ, где знакомят с классической музыкой, ее тайнами, смыслами, нюансами. Например, “Классика — это классно” — цикл концертов Государственного камерного оркестра Беларуси и его главного дирижера Евгения Бушкова, программа “О чем поют сказочные герои” музыковеда Анатолия Порецкого и многие другие.

— Какие тенденции вы определите в белорусской музыкальной критике?

— Почти все профессиональные музыковеды в силу сложившейся традиции после окончании Академии музыки либо уходят в науку, либо преподают музыкально-теоретические дисциплины в школах, училищах, вузах. Писать для СМИ им попросту неинтересно. А те, кто все же публикуется, нередко в своих рецензиях используют сухой, тяжелый, казенный стиль, перегруженный научными терминами — материал с первых строк отторгает и становится нечитабельным. Все-таки, помимо профессиональных навыков, должен быть и литературный дар. А еще — душевный порыв, желание высказаться, поделиться искренними эмоциями, а не просто формально “отписаться”.

Роль музыкальных критиков отчасти взяли на себя журналисты. На страницах журнала “Мастацтва”, газет “Культура”, “Лiтаратура i мастацтва”, “Советская Белоруссия”, “Рэспубліка”, в вашем издании встречаются интересные и качественные материалы о музыке и музыкантах. Заметила, что зрители после концертов часто оставляют эмоциональные отклики в соцсетях. Да, они непрофессионалы, но порой их теплые слова цепляют до глубины души.

— В нашей стране традиционными стали международные фестивали “Минская весна”, “Белорусская музыкальная осень”, фестиваль классической музыки “Январские музыкальные вечера”. Как белорусская академическая музыка вплетается в европейский контекст?

— Приведу один пример. В апреле композитор Лариса Симакович презентовала в Белгосфилармонии уникальный музыкальный спектакль “Плошча Якуба Коласа”, посвященный 135-летию классика белорусской литературы. Необычная современная постановка с оригинальной музыкой и новаторским подходом к трактовке жанра концерта-спектакля — “харавы тэатр XXI стагоддзя”. Этот проект отражает новейшие тенденции современного музыкального театра и легко вписывается в контекст европейской культуры. Но, к большому сожалению, спектакль “Плошча Якуба Коласа” не был записан ни на радио, ни на телевидении. Подобные проекты нашим массмедиа попросту неинтересны.

На Западе концерты академических музыкантов популярны и востребованны. Но там другой уровень культуры и зрительской подготовки. Слышала, что в Германии в концертный зал слушатели нередко приходят с партитурами. Представляете такое у нас?

И все же убеждена, что талантливые творцы академической музыки, равно как и ее исполнители, всегда найдут отклик у слушателя. Несмотря ни на что, публику нужно приобщать к нашему наследию, любить и ценить свое. Нельзя забывать имена тех артистов, композиторов, музыкантов, которыми Беларусь может и должна по праву гордиться.

kristinahilko@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter