Любить профессию и... ненавидеть работу?

Что не устраивает вчерашних переполненных идеями студентов БГАТУ, ГРГУ и прочих сельскохозяйственных вузов страны? Почему, несмотря на множество государственных программ, направленных на поддержку молодых специалистов на селе, на прибавки к заработной плате и обещанному стремительному карьерному росту, они порой уходят «восвояси»? Как прекратить большую текучесть кадров в сельскохозяйственных организациях? Эти и другие темы сегодня горячо обсуждаются молодыми аграриями Минской области в социальной сети. Здесь даже работает «слет молодых», где на все «непосильные» юридические вопросы старается ответить главный правовой инспектор обкома профсоюза работников АПК Кирилл АЗАРЕНКО. Причем «быть в теме» может каждый молодой специалист республики, у которого под рукой есть Интернет. Что же стало началом «откровенного разговора»?

Тенденция «отработаю срок и уйду куда глаза глядят» среди молодых специалистов-аграриев остается актуальной. Почему?

Что не устраивает вчерашних переполненных идеями студентов БГАТУ, ГРГУ и прочих сельскохозяйственных вузов страны? Почему, несмотря на множество государственных программ, направленных на поддержку молодых специалистов на селе, на прибавки к заработной плате и обещанному стремительному карьерному росту, они порой уходят «восвояси»? Как прекратить большую текучесть кадров в сельскохозяйственных организациях? Эти и другие темы сегодня горячо обсуждаются молодыми аграриями Минской области в социальной сети. Здесь даже работает «слет молодых», где на все «непосильные» юридические вопросы старается ответить главный правовой инспектор обкома профсоюза работников АПК Кирилл АЗАРЕНКО. Причем «быть в теме» может каждый молодой специалист республики, у которого под рукой есть Интернет. Что же стало началом «откровенного разговора»?

  • Почему компьютеры в АПК до сего времени роскошь?
  • Престижно ли вообще аграрное образование?
  • Кто завидует доплатам для дипломированных специалистов?
  • Что делают сельские профсоюзы Минщины для молодого пополнения?

 

В ПРЕДДВЕРИИ нынешнего лета Минский областной комитет Белорусского профсоюза работников агропромышленного комплекса провел слет молодых специалистов-аграриев столичного региона. Это относительно новое мероприятие родилось два года назад, но уже становится традиционным. В первую очередь вчерашние студенты, а ныне агрономы, бухгалтеры, экономисты, ветеринары приезжают задать накопившиеся за первый год работы вопросы, а также завязывают новые знакомства с коллегами. По итогам анонимного анкетирования молодых специалистов АПК обком отраслевого профсоюза Минской области взял на карандаш некоторые проблемы, чтобы поднять соответствующие вопросы в районных управлениях сельского хозяйства и в областном Комитете по сельскому хозяйству и посодействовать созданию нормальных условий труда работникам агропромышленного комплекса.

ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ профсоюза был сделан анализ анкетирования этого года в сравнении с прошлым. Результаты по многим вопросам показывают, что пока до конца не изжито негативное отношение нового кадрового пополнения к условиям работы. Что это? Молодежь стала более привередливой или — крик о помощи? Причем в прошлом году интервьюируемых насчитывалось 43 человека, а в этом — 54. То есть все же больше шансов прийти к равновесию, чем уйти в негатив.

Итак, что не устраивает молодого специалиста Минской области сегодня?

Красной строкой — заработная плата. Только у трети опрошенных она превышает 2 млн. руб. Столько же «спецов» довольствуются 1,5 млн. рублей. А это последняя строчка в турнирной таблице по размеру заработной платы среди отраслей сегодня. Спасает ежемесячная доплата как молодому специалисту. Но у некоторых ребят и здесь возникают вопросы.

— Мой руководитель, — говорит молодой ветеринар, — просто на дыбы встал, когда государство стало поощрять молодых деньгами. Мол, я столько лет в колхозе спину гну, а им все легко дается.

И, как правило, в таких ситуациях начинается моральная давка, придирки, а некоторые руководители и крепкого словца не побоятся. А любому молодому человеку, как известно, хоть когда-нибудь нужна похвала. И не всякий захочет остаться на месте, где мало платят, но много журят.

— Я лично бросать профессию не хотел бы. Напротив, за работу, откровенно говоря, болею, — высказывается Владимир Рапецкий, который распределен в ОАО «Рочевичи» Столбцовского района. — Но о чем говорить, если мое рабочее место даже не оборудовано. Нет компьютера. Да, я понимаю, что в каменном веке современных технологий тоже не было. Но за что мы боремся? За инновации и показатели? Или так и будем рыться носом в бумажках, потому что так делали наши деды и прадеды? Мы ведь не просим дать нам золотые кабинеты, а всего лишь хотим нормальных условий труда.

В общем, даже тому, кто серьезно настроен на дело, задора хватит ненадолго. Ведь у специалиста сегодня есть большой выбор. Поэтому, как правило, молодые люди отбывают свой срок — два положенных года — и переквалифицируются в кого угодно. Наверное, проще разобраться, что происходит на местах, прежде чем упустить очередную «светлую голову». Тем более тут же, в анкетах, на вопрос «куда бы вы поступали, если вернуть время вспять?» большинство все же неуклонно отвечают: на эту же специальность и в тот же вуз либо ссуз. Значит, болеют за свое дело. Значит, любят свою профессию, но, получается, не видят поддержки на рабочем месте. Есть даже такие, которые в глаза не видели свой трудовой контракт, хотя работают не один месяц, а то и год. Многих не устраивает также ненормированный рабочий день, ночные смены, которые зачастую не оплачиваются нанимателем.

— Я готов был работать сверхурочно. В деревне родился и вырос, и прекрасно понимаю, что хозяйство — это не работа с бумагами. Всякое бывает, — высказывается следующий молодой специалист. — Но с нормальным отношением и соответствующим поощрением.

— Да, действительно, нарушения по вопросам оплаты труда со стороны нанимателей встречаются, — говорит председатель Минской областной организации профсоюза Андрей Некревич, — но всем, кто к нам обратился, мы помогли вернуть честно заработанные деньги. По итогам 2011 года профсоюз вернул людям 1 миллиард 167 миллионов рублей недоначисленных денежных средств. И лица, которые пострадали на производстве, также получили материальную компенсацию деньгами. Были и выплаты по случаю потери кормильца, они в течение года составили около 500 миллионов. За тяжелые травмы работникам выплачено 265 миллионов рублей. Некоторые в связи с нехваткой средств у предприятий перенесены на текущий год.

СТОИТ отметить, не все высказываются о минусах. Есть и те, которых вполне устраивает работа, в частности, и молодого специалиста Михаила Кузьменкова. Он по распределению БГАТУ работает на ОАО «1-ая Минская птицефабрика» в должности начальника отдела материально-технического снабжения.

— Я получаю удовольствие от своей работы. У нас замечательный коллектив. Конечно, не без конфликтов. Но руководитель лоялен к молодежи, дает возможность самореализоваться, поддерживает инициативу. Мы же активно перенимаем опыт и стиль управления генерального директора Владимира Бохана.

Неугомонные критики скажут, таким повезло с распределением. Конечно, факт: добиваться успехов в процветающем хозяйстве проще. Но опять же, если есть собственное желание и рвение. Без здорового альтруизма и здесь можно дров наломать. Но, если задуматься, ведь и в таких коллективах кто-то начинал с нуля?

А вот другая история: Александр Савицкий переквалифицировался в аграрника из дорожника. Когда работа на прежнем месте не заладилась, молодой семьянин стал искать другую. Пришлось из Гомельской области переехать в ОАО «Запольское» Червенского района. Сразу приехал один, так сказать, удостовериться. Устроился водителем. Заработная плата поначалу была маловата, он уже снова начал подумывать о дороге. Но в хозяйстве парня заметили и предложили должность заведующего мастерскими. И хотя у Александра за плечами кроме Гомельского дорожно-строительного колледжа был только аграрно-технический лицей, вскоре кропотливого работника поставили исполнять обязанности главного инженера. А увидев, что и с этой должностью справляется, решили не искать на вакантную должность нового человека. Александр получил жилье, жена работает учительницей в Смиловичах.

— Собираюсь поступать в БГАТУ. Наш профсоюз обещает помочь. Конечно, мне также хочется заработок повыше и нормированный рабочий день. Но здесь стараются. И мне интересно работать там, где трудятся все, а не один человек. Вместе справимся, — говорит Александр.

ИТАК, есть и те, кто выбрал профессию. И те, кого профессия выбрала сама. Но, общаясь с молодыми специалистами, уловила еще одну проблему. Не все, кто подает документы в сельскохозяйственный вуз, намерены работать в агропромышленном комплексе. Зачастую выбирают профессию потому, что балл при прохождении ниже, чем в другие вузы. Но будет ли такой специалист стараться, если у него с самого начала душа к этому не лежит?

— Если взглянуть на кадровую политику Минской области, то какой-то чрезвычайной ситуацию не назовешь, — говорит начальник отдела кадров и аграрного образования Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Максим Хилькевич, который занимается вопросами распределения молодых специалистов. — Сегодня в аграрной отрасли области трудятся 87 тысяч человек. В год уходит в среднем тысяча человек. Я считаю, это естественный отбор. Есть, правда, нехватка. Например, сейчас по подсчетам нужно около восьмисот механизаторов. Благодаря гибкой системе образования в аграрную отрасль ежегодно уходят работать 800 человек. Причем 25 из 350 руководителей недавние выпускники вузов.

P. S. Пока материал готовился к печати, решилась заявленная проблема молодого специалиста из ОАО «Рочевичи» Столбцовского района Владимира Рапецкого. На рабочем месте у него наконец есть компьютер, приобретенный за средства Республиканского и областного комитетов профсоюза работников АПК.

Анна ЖУКОВСКАЯ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter