Любишь кататься?..

За сколько дней можно растаможить автомобильО числе автолюбителей в нашей стране можно судить уже не по сухим статистическим данным, а по количеству машин во дворах. Вечером найти укромное местечко для парковки своего авто – дело повышенной сложности. Видимо, скоро будем парковаться по звуку ударяющихся бамперов… Совсем недавно наблюдала картину: возле магазина мужчина решил развернуться на своей «ласточке». Но вот незадача: для полного «пируэта» ему помешала чужая машина – нерадивый автомобилист уткнулся «клювом» в чужой бампер. Думаете, остановился? Нет. Выкрутил руль, и отправился восвояси… Да, приобретение средства передвижения давно перестало быть приметой роскоши. И если раньше за топ-машину сходила пресловутая «копейка», то теперь автомобилисты предпочитают покупать авто исключительно иностранного происхождения. Но ведь за радостной покупкой следует менее приятная процедура – растаможка…

“А мне в зону можно?”
Недавно моему приятелю Сергею пригнали машину из Америки. Журналистского эксперимента ради я напросилась пройти таможенное оформление автомобиля вместе с ним. “Настройся на трудности, — предостерег меня товарищ перед “операцией”. — Друзья говорили, что за день не управимся”.
Наставления сделаны, и вот мы в Ждановичах, в торговом центре “Град”. Здесь находится таможенный пункт. В помещении человек 30—40 — не меньше. Сориентироваться сложно. Все что-то говорят, спрашивают. В растерянности мы бредем к стенду с информацией. Прежде чем отправляться на таможенный пункт, нам, оказывается, нужно было взять справку у официального дилера, в которой указываются точная дата выпуска и объем двигателя автомобиля. К слову, примерная стоимость справки — 50—150 тысяч белорусских рублей (зависит от автомобильной компании). Что ж, пришлось ехать за справкой, а потом возвращаться обратно.
Следующий шаг — подача паспорта и договора о доставке автомобиля. Взамен нам отдают пакет документов на машину и два экземпляра договора. Теперь приятель имеет право увидеть свой автомобиль. Вместе с Сергеем мы отправляемся за пропуском, который дает ему право находиться в зоне таможенного контроля и осмотреть свою покупку.
— А можно и мне пропуск — уж очень хочется в этой зоне побывать, — интересуюсь я.
— Нет, девушка, даже не думайте, — говорит мне мужчина лет пятидесяти. — Пропуск выдают лишь владельцам. Теперь возвращайтесь туда, где брали документы, и ставьте на пропуске печать.
Снова поднимаемся на второй этаж торгового центра, ставим печать и спускаемся вниз.
— Неужели нельзя сделать так, чтобы и печать, и пропуск можно было получить в одном месте?! — возмущается Сергей. — Замучаешься тут по лестницам бегать...
Заплатите пошлину — и ждите спокойно
Как только Сергей проверил свою машину, мы отправились изучать дальнейший план действий. Следующий пункт “приключений” — поход к таможенному агенту (кстати, все документы оформляются в одном помещении, что очень удобно — никуда не нужно ходить). Агенту нужно представить заполненные договоры (образцы можно увидеть на стенде), справку дилера, договор о доставке автомобиля и паспорт. В ответ агент обязан рассчитать таможенную пошлину.
— Пошлину вы можете оплатить здесь, — доверительно сообщает нам незнакомый мужчина в очереди, — на третьем этаже. Правда, тут с вас снимут два процента комиссии. Конечно, можете поехать в ближайшее отделение “Беларусбанка” и оплатить без комиссии, но все равно за услуги по оформлению документов, разгрузке автомобиля и за стоянку придется платить здесь.
Моему товарищу уже изрядно надоели эти забеги, поэтому он решил не мелочиться и рассчитаться на месте. На все про все у него ушло более трех миллионов. Довольный Сергей поспешил с чеками в “окошко” — вот-вот он заберет свой автомобиль. Но не тут-то было.
— Молодой человек, извините, но сегодня растаможить ваш автомобиль мы не можем — большой поток клиентов, — сообщил мужчина “в окне”. — Приезжайте в пятницу (была среда. — Авт.).
— Но деньги-то за стоянку капают...
— Ничем помочь не можем.
“Не переживайте, — уже потом обратился к нам солидный мужчина из очереди, видимо, сочувствуя нам. — У них действительно бывают горячие деньки. Но сейчас проблем с растаможкой гораздо меньше. Раньше нужно было ждать не день-два, как сейчас, а пять. Помню, три года назад я заказал машину из США. Тогда мне пришлось почти неделю простоять в очередях. Приезжаю в Ждановичи к восьми утра, а к девяти там яблоку негде упасть. Мне нужно было представить фотографии кодов двигателя и деталей машины, а фотограф был в отпуске. Его почему-то никто не заменял. Сейчас проще. Не волнуйтесь, получите вы свою машину”.
Автомобиль Сергей получил только в пятницу. За все дни, пока авто стояло на стоянке, пришлось заплатить. Правда, в день получения машины мой друг уже не расстраивался ни из-за денег за стоянку, ни за дни ожидания. Для мужчины (да и для женщины в наши дни) машина — что ребенок. Все муки рождения, то есть растаможки, забываются сразу при виде покупки...

Из подслушанного в очереди

Наталья К.:
— Сложно растаможить машину, если она не из Европы. Как-то я получала авто из Арабских Эмиратов. Поскольку машина была новая, у нее не было технического паспорта, где указывался объем двигателя. У меня потребовали эти данные. Пришлось делать запрос дилеру. Справку нам дали без проблем, зато моему знакомому другая автомобильная фирма отказала в информации, аргументировав, что это конфиденциальные данные.
Степан М.:
— Я возмущен тем, как разгружают наши автомобили. Подъезжает разгрузчик, подставляет под автомобиль два штыря и... Мне уже рассказывали, как у одного мужчины так всю машину разбили.
Константин Егорович:
— Очень неудобно, что забрать машину можно только через несколько дней. Приходится платить два раза не только за дорогу туда-обратно, но и “отстегивать” приличные суммы за стоянку. Неужели нельзя урегулировать этот процесс таким образом, чтобы все “таможенные” перипетии укладывались в один день?!

Комментирует начальник Минской региональной таможни  Анатолий БОДИЧ: 
— Проблема очередей на таможенных пунктах решается. Если раньше у нас было два выходных — воскресенье и понедельник, то сегодня клиенты могут прийти к нам и в субботу, и в воскресенье. Мы понимаем, что работающим людям легче решить вопросы с растаможкой в выходные дни — без отрыва от производства. Каждый день мы работаем с 8 утра до 20 вечера. Кроме того, с целью ликвидации очередей увеличен штат работников. Сейчас в Минске четыре таможенных пункта, причем два появилось в прошлом году в связи с наплывом автовладельцев. Каждый день в Минском регионе растамаживается 120—170 автомобилей. При этом все документы человек может получить в день обращения. Конечно, бывают внештатные ситуации, когда приходит 30 контейнеров с авто и машины “выстраиваются” в очереди на оформление. Но это скорее исключение. В ситуации, когда вашего знакомого попросили подождать два дня, нужно разобраться. Для такой просьбы обязательно должны быть объективные обстоятельства. Что касается стоимости стоянки и разгрузки, а также качества разгрузки, то этот вопрос находится в ведении владельца СВХ “Ждановичи” (склад временного хранения. — Авт.). Именно этой организации можно адресовать претензии относительно фотографа, эвакуатора...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter