Люби и саночки возить

Как бороться с иждивенчеством нерадивых родителей и какой корректировки с учетом наработанного опыта требует законодательство

Как бороться с иждивенчеством нерадивых родителей и какой корректировки с учетом наработанного опыта требует законодательство

За время действия Декрета № 18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях” в стране были выявлены более 135 тысяч ребят, находящихся в социально опасном положении. В результате напряженной работы всех служб около 70 процентов детей, временно взятых под опеку государством, возвращены в биологические семьи, а их родители встали на путь исправления. Но, как и любой законодательный акт, пройдя “обкатку” практикой, Декрет требует доработки. В поисках новых подходов к реабилитации неблагополучных семей белорусские парламентарии собирают замечания и предложения с мест.

“Ответственность родителей за воспитание детей: состояние законодательства и направления его совершенствования” — под таким названием в Бобруйске прошло выездное заседание членов Совета Республики и депутатов Палаты Представителей Национального собрания Беларуси.

— Мы ищем новые подходы к реабилитации неблагополучных семей, — отметил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Андрей Наумович. — После принятия декрета был разработан целый комплекс нормативных правовых актов, направленных на защиту прав несовершеннолетних. Сейчас же во главе угла стоят вопросы реабилитации и воссоединения биологической семьи.

Начиная с малого

На примере образовательных учреждений Бобруйска парламентарии ознакомились со схемой, по которой профилактика семейного неблагополучия проводится буквально с момента создания семьи. Наиболее активные бобруйчане даже входят в советы общественных пунктов охраны правопорядка. Например, директор средней школы № 20 Бобруйска Виктор Касперович в качестве “общественной нагрузки” возглавляет СОПОП № 3 Первомайского района.

— Не всегда то, что происходит внутри отдельно взятой семьи видно даже милиции, — говорит Виктор Касперович. — Тем более это касается выявления неблагополучия на ранних стадиях, когда можно помочь людям, не прибегая к строгим мерам.

По словам общественного активиста, очень много информации можно почерпнуть и от бабушек на лавочке, и тем более от соседей. Если в семье ежедневные скандалы и крик, как говорится, диагноз ясен.

План для каждой семьи

В самом Бобруйске для каждой из неблагополучных семей разрабатывается свой “план спасения”, к которому подключаются всем миром — от педагогов до руководителей предприятий. Чем помочь ребятам, как и куда трудоустроить родителей — эти и многие другие вопросы входят в компетенцию координационного совета Бобруйского горисполкома.

По словам заместителя председателя Могилевского облисполкома Валерия Малашко, который возглавляет координационный совет на областном уровне, технологии межведомственного взаимодействия на Могилевщине хорошо отработаны. На многих предприятиях области за каждым неблагополучным родителем закреплен “общественный воспитатель”. В качестве примера Валерий Малашко привел могилевское ОАО “Лента”.

Одним словом, с нерадивыми родителями работают все, как показывает статистика, не только в Могилевской области. Председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Лилия Мороз сообщила, что за время действия Декрета № 18 были выявлены более 135 тысяч детей, находящихся в социально опасном положении. В результате системной работы с семьями почти 70 процентов ребят сняты с учета. Но, несмотря на достаточно внимательное отношение государства, возвращаться к “вменяемой” жизни согласны не все родители.

— Ежедневно только по Бобруйску до восьмидесяти человек из числа обязанных лиц, трудоустроенных на предприятия города, просто не выходят на работу, — говорит начальник УВД Бобруйского горисполкома Александр Васильев. — В результате с предприятий звонят нам, и каждый день четыре машины и соответственно четыре наряда сотрудников милиции вынуждены ехать к ним домой, забирать и сопровождать к месту работы. И это в том случае, если человек окажется дома.

Эмоциональность начальника УВД можно понять, некоторые даже шутят, что милиция в Бобруйске работает “бесплатным такси” — приедут и под белы ручки привезут на работу. Как говорит Александр Васильев, в половине девятого утра большинство этого “контингента” уже подпирает двери магазина. Следовательно, дома их во вменяемом состоянии можно застать разве что около шести утра. Чуть позже — и пьяного на производство уже не повезешь.

— Хотелось бы, чтобы парламентарии рассмотрели более жесткую ответственность не только за прогулы, но и за самовольное изменение места жительства обязанных лиц, — продолжает Александр Васильев. — Люди уезжают жить к родственникам, в Россию, не информируя органы внутренних дел. В результате сейчас у нас сорок обязанных лиц находятся в розыске.

Неудивительно, что в целом по стране возмещается только 65 процентов затрат на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Наказы депутатам

В ходе заседания было озвучено предложение заключать с обязанными лицами при приеме на работу не трудовой договор на неопределенный срок, а полноценный контракт. Учитывая тот факт, что большинство нерадивых родителей хорошо, если имеют среднее образование, им могут предоставить только неквалифицированную работу, которая оплачивается невысоко. После уплаты в бюджет людям остаются “на жизнь” мизерные суммы. Получается казус — человек хочет исправиться, но не имеет возможности жить достойно. По мнению нанимателей, возможность заключать контракт позволит повысить зарплату хотя бы на пятьдесят процентов.

Еще одно предложение касается увеличения для хороших работников из числа обязанных лиц продолжительности отпуска. Сейчас он составляет только семь дней. Заместитель директора РУП “БЗ ТДиА” по идеологической работе и социальным вопросам Владимир Елисеенко привел в пример одного из работающих на предприятии пап. У человека трое детей, которые находятся в разных учреждениях. Он хотел бы съездить проведать каждого, но времени на это нет.

— Конечно, такая мера, как увеличение отпуска, должна применяться только к тем людям, которые добросовестно трудятся, возможно, в качестве поощрения, — говорит Владимир Елисеенко. — Но хочу заметить: то, насколько добросовестно человек относится к работе, во многом зависит и от руководства предприятия, на которое он направлен, и от коллектива. У нас четко налажено взаимодействие с социальными службами. Буквально недавно нас попросили принять на завод “обязанную” женщину, которая работает раздельщицей рыбы. Получает всего 2,5 миллиона, а у нее трое детей. Без проблем — мы берем ее ученицей шлифовщика. После обучения сдаст на разряд, будет получать нормальную зарплату. Если у самого человека есть желание работать, мы, безусловно, в состоянии помочь.

Также прозвучало предложение осуществлять контроль за детьми из неблагополучных семей не до 18 лет, как сейчас, а “сопровождать” их хотя бы до 23 лет. Например, помогать с трудоустройством и так далее. Ведь, оставшись один на один со своими проблемами, ребята склонны создавать именно неблагополучные семьи по примеру своих родителей.

— По статистике, у нас в районе большинство изъятий детей до трех лет происходит именно из таких семей, — отметила заместитель главы администрации Ленинского района Могилева Раиса Шуголеева.

По словам Лилии Мороз, несмотря на то, что коренных изменений нормативной правовой базы в сфере профилактики семейного неблагополучия не требуется, все предложенные во время заседания инициативы будут проанализированы парламентариями с тем, чтобы, по возможности, скорректировать с их учетом законодательство.

— Декрет № 18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях” работает хорошо, — считает Лилия Мороз. — Достаточно сказать, что за семь лет его действия в биологические семьи удалось вернуть более двух с половиной тысяч детей. А это ни много ни мало двадцать пять детских домов. Так что в данном случае речь идет о том, чтобы отшлифовывать какие-то механизмы декрета для еще большего повышения его эффективности.

Участники заседания посетили в Бобруйске ясли-сад, ознакомились с обучением в начальных классах гимназии № 3 на базе православного Духовно-просветительского центра прихода Свято-Николо-Софийского храма, обсудили роль учреждений образования в предупреждении семейного неблагополучия, а также вопросы взаимодействия с Белорусской православной церковью в формировании у населения семейных и духовно-нравственных ценностей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter