«Лысые» шины? Так это ж прекрасно!

"Белшина" сегодня использует 90 процентов своих отходов: треть перерабатывается в собственном производстве, 50-70 процентов реализуется сторонним организациям. За последнее время количество вывозимых на промотвал для захоронения снизилась с 18 до 8,4 процента.  

На  «Белшине»  научились  превращать  отходы  в  доходы

Производственное объединение «Белшина» — энергоемкое, многозатратное предприятие. Только нормативные отходы при изготовлении шин превышают три процента. Экономия материалов и сырьевых ресурсов здесь поставлена во главу угла. Проблема переработки и использования отходов имеет важное значение не только с экономической точки зрения, но и с экологической. От нее во многом зависит состояние окружающей среды. 

И сегодня переработка отходов в собственном производстве составляет почти треть, реализация сторонним организациям – 50—70 процентов. Таким образом, общее их использование доходит до 90 процентов, при этом количество вывозимых на промотвал для захоронения снизилась с 18 до 8,4 процента. 

— Основная нагрузка по переработке отходов ложится на три структурных подразделения, — рассказывает начальник технического управления «Белшины» Виктор Кляченков. – Одно из них – подразделение формовой и неформовой техники. Здесь из местных и давальческих отходов изготавливают продукцию для нидерландской фирмы «Де Рейтер Интернэшл», с которой поддерживаются связи с 1984 года. Вначале в Голландию поставляли отходы производства, а затем решили их использовать у себя: производить резинокордные пластины, ободную ленту и другие изделия. За последнее время потребитель получил от бобруйчан продукции на сумму свыше 3 миллионов евро. 

В цехе формовой техники из отходов изготавливают подрельсовые прокладки-амортизаторы, резиновый шифер, бытовые коврики, резиновые детали для отечественных и импортных автомобилей и другую продукцию. За прошлый год переработано 723 тонны отходов, что принесло предприятию 365 миллионов рублей. 

На участке переработки полимеров механического цеха методом литья изготавливают ролики, втулки, переходники, уплотнительные кольца, форсунки… Из отходов резиновых смесей производят профилактику для обуви, некоторые детали для автомобилей, полиэтиленовую пленку – всего более двухсот наименований изделий. 

— Большой проблемой для вашего предприятия, как известно, являлась переработка отходов шин и резиносодержащих отходов. Однако, похоже, и этой проблеме скоро будет найдено решение? 

— Да, еще недавно у нас перерабатывались лишь невулканизированные отходы резиновых смесей, ограниченное количество выпрессовок и резиновой крошки. Бракованные и изношенные шины, отходы ободных лент, отработанные диафрагмы, выпрессовки и другие вулканизированные отходы приходилось продавать по небольшой цене. А ведь это ценное сырье. В этом я еще раз убедился, побывав в служебной командировке в известной итальянской компании «Марангони», которая занимается восстановлением изношенных шин. Поделился увиденным с руководством предприятия, и мы решили внедрить у себя этот опыт. 

Планируем к началу августа 2007 года запустить линию по переработке отслуживших свой век шин. Ведутся подготовительные работы. Прекращен вывоз резиносодержащих отходов на промотвал, не  заключаем договора на их реализацию другими переработчиками. После ввода нового оборудования в строй появится возможность обеспечивать наше предприятие регенератом. А это продукт специальной переработки непригодных резиновых изделий с использованием каучука и ингредиентов. Его можно использовать в рецептуре резиновых смесей и получать снова шины, кровельные материалы, плиты для животноводческих помещений, покрытие для спортивных площадок, трамвайные и железнодорожные переезды и многое другое. Регенерированная резина может также успешно применяться в качестве модификатора битума для дорожного строительства, при изготовлении резинобитумных мастик. 

К слову сказать, потребность в регенерате на 2007 год составляет 1300 тонн, и мы закупаем его в Лисичанске (Украина) по 480 долларов за тонну. При этом собственный регенерат нам обойдется в 92 доллара за тонну. Причем полученные опытные образцы нашего изделия по своим физико-механическим показателям на 30—50 процентов выше закупаемого. Сырья для производства у нас более чем хватает. 

С помощью новой линии мы сможем перерабатывать и другие резиносодержащие смеси, отслужившие свой век: противогазы, прорезиненные защитные костюмы, резиновые перчатки – все пойдет в дело. 

Шиноремонтное производство теперь преобразовано в самостоятельное предприятие – ОАО «Шиноремонт». Оно будет гарантированно получать изношенные шины. Часть их отберут для восстановительного ремонта, а остальные пойдут на переработку. Такой системный подход позволит решить триединую задачу: более рационально использовать вторичное сырье, снижать материалоемкость при производстве новых шин, а также улучшать экологическую обстановку. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter