Лён — имя собственное

Рабочий график Президента

За последние годы внимание к льну то крепло, то на какое–то время слабело. И не сказать, что все осталось без изменения. О преобразованиях можно судить по ассортименту товаров в универмагах. Перед командировкой в Дубровно я специально заглянул в минские ГУМ и ЦУМ. Нашел там вполне приличные льняные скатерти и салфетки, полотенца, постельное белье белорусского производства. Пестрят разнообразием сувенирные отделы. Кстати, и председатель Витебского облисполкома Александр Косинец выглядел вчера весьма импозантно в экспериментальном льняном пиджаке, который ему предложил примерить Александр Лукашенко. Тесноват, правда, чуть оказался. Но качество вполне приличное.


В общем, умеем мы делать добротные и красивые вещи из собственного сырья. Но все же до идеального состояния отрасли еще предстоит пройти определенный путь. По крайней мере, до того момента, когда разговор о ней будет наполняться не обоснованием потребностей в инвестициях, а констатацией стабильной прибыльности и ощутимой отдачи. В противном случае льноводство не оказывалось бы в центре внимания Президента дважды в течение полугода.


На мартовском совещании в Орше положение дел было разобрано буквально, можно сказать, по стеблю. Тогда же были поставлены и конкретные задачи. Вчерашнее посещение Александром Лукашенко Дубровенского льнозавода носило уже более прикладной характер. Что сделано с момента принятия решений? К чему успели прийти за последние шесть месяцев? Как видится перспектива развития? Эти вопросы Президент адресовал вице–премьеру Ивану Бамбизе, министру сельского хозяйства и продовольствия Михаилу Русому, председателю Витебского облисполкома Александру Косинцу. Ведь именно на Витебщине всегда были сосредоточены основные мощности по выращиванию и переработке льна.


Хотя разговор начался с более общих тем. «Меня интересует прежде всего прибыль и рентабельность», — прервал Александр Лукашенко доклад А.Косинца о состоянии дел в регионе. И обратил внимание на то, что без государственных дотаций рентабельность сельского хозяйства отрицательная. Задача — исправить ситуацию уже в будущем году. Ведь могут же работать в плюс Брестчина и Гродненщина. И остальные регионы отставать не должны.


Разговор непосредственно о льноводстве условно можно разделить на несколько основных тем. Предложения Правительства выглядят следующим образом. Начать с приобретения 17 новых производственных линий для предприятий Витебщины. Далее по всей стране модернизировать 24 льнозавода. Провести преобразования на Оршанском льнокомбинате. И, наконец, самый масштабный проект: создание льноводческого холдинга, в который в качестве головной структуры вошло бы оршанское предприятие, оно завязало бы на себе льнозаводы, уже имеющие сырьевые зоны. Одновременно формируется собственная торговая сеть, подтягиваются швейные фабрики, организуется прямое взаимодействие с банком, Институтом льна Академии наук, льносеменной станцией и Витебским технологическим институтом.


Если подытожить, речь идет о том, чтобы собрать под единым руководством все звенья льноводства. От науки до производства конечной продукции. И Президент к этой идее отнесся весьма заинтересованно. Не устроило его лишь одно: сроки реализации проекта. Иван Бамбиза и Михаил Русый говорили примерно о пяти годах, с чем Александр Лукашенко категорически не согласился. Логика его рассуждений такова: да, время может понадобиться на тонкую настройку каких–то технологических нюансов. Но что мешает создать саму структуру, все составляющие которой уже существуют? Их остается лишь соединить и поставить сверху опытного управленца, который и будет отвечать за результат. Дискуссий на этот счет не последовало. Задача поставлена четко: к апрелю должна быть сформирована структура задуманного холдинга.


Не медлить призвал Президент и с модернизацией Оршанского льнокомбината. Трудность лишь в том, что она должна проводиться без остановки предприятия. Чтобы не лишать, даже на время, работы двухтысячный коллектив. Но тем не менее никто не стал спорить с тем, что за три года закончить вполне реально. Хотя изначально предполагался гораздо более долгий срок. Так был обозначен ориентир для исполнения еще одного президентского поручения.


Ну и закупка новых линий для льнозаводов. Понимая необходимость этого, Президент поинтересовался лишь, откуда взялась сумма 40 — 45 миллиардов рублей для проведения работ на каждом предприятии? Он привел простой пример из опыта общения с одним из крупных инвесторов. После работы наших проектировщиков объект, который он был намерен построить, оценивался в 85 миллиардов рублей. А после того как поработали специалисты инвестора, сумма сократилась до 35 миллиардов. Похоже, и здесь предложение было сформулировано с запасом. По крайней мере, Александр Косинец, сказав о 450 миллиардах первоначальных вложений, практически сразу поправился: хватит и трехсот.


Адекватность оценки вложений и максимально короткий срок их освоения — в этом, пожалуй, два главных требования Президента ко всем проектам в льноводстве. Сегодня как никогда важна оперативность. Мировой рынок льна еще имеет свободные ниши. Считается, что спрос на нем превышает предложения примерно на 20 процентов. Этим надо пользоваться, а значит, как образно выразился Президент, «бежать изо всех сил». Но даже если в какой–то момент и возникнут временные трудности со сбытом, Александр Лукашенко убежден, что потенциал потребности внутреннего рынка все еще далеко не исчерпан. Он привел простой пример: собственным постельным бельем из льна можно обеспечить армию, здравоохранение, детские учреждения. Это ведь огромные объемы.


Ну и главное, сделал еще один важный акцент Президент, нельзя забывать, что лен — это культура еще и политическая. Он изображен на нашем гербе. А, значит, потерять его, как это чуть не случилось с картофелем, мы просто не имеем права. Поэтому Александр Лукашенко потребовал довести до каждого из руководителей предприятий, занимающихся льном, — спрос за него будет не меньшим, чем за хлеб. «На всё — три года», — напомнил он еще раз о сроке реализации всех проектов в отрасли.


Что ж, тут полная ясность. Осталась еще одна сфера, в которой Президент также окончательно расставит точки над «i», — производство сахара. Здесь ситуация вроде как получше. Но определенные вопросы еще остаются. Ответы на них будут даны в ближайшее время во время очередной рабочей поездки Президента по регионам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter