Белгосцирк открыл новый сезон с участием львов, крокодилов и эфиопских акробатов

Львы на качелях

Новый сезон в Белгосцирке открылся так, чтобы задать планку всему будущему творческому году: ярко, ударно и экзотично.



Руководство Белгосцирка, формируя новую программу «Африка!?!», пошло по пути популярных сейчас цирковых шоу, объединенных идеей и сюжетом. К счастью, пошло не до конца, удовольствовавшись идеей гонок по Африке как связующего элемента. Этого вполне хватило для того, чтобы объяснить микс темнокожих циркачей из Эфиопии и их бледнолицых братьев из более северных краев, показать прямо на куполе парочку коротких сферических фильмов и выпустить на манеж конферансье Дмитрия Александрова в одежде любителя сафари.

Подобный подход перспективен, считает художественный руководитель Белгосцирка Витаутас Григалюнас:

— В последний раз артисты из Африки у нас выступали 7 лет назад. Это достаточно большой срок. А мы должны чем–то удивлять нашу публику, потому что она у нас избалованная. Наши зрители привыкли к тому, чтобы каждый раз им показывали что–то новое, интересное. Так и возникла идея этой программы. Почему именно артисты из Эфиопии? Потому, что там традиционно очень сильны цирковые традиции. Животных оттуда мы уже не повезли, это понятно, поскольку дорога дальняя. Потому животных взяли своих и пригласили артистов из более близких стран. И пришлось думать: а почему, собственно, они оказались в Африке? А потом пришла идея гонок. 



Пунктирной и ненавязчивой общей идеи оказалось довольно, чтобы соединить барабанный бой и прочие ритмы джунглей с восточными напевами и джазом, 1920–ми годами и ретроавтомобилями. В результате артисты получают контракты, а зрители — программу более чем разнообразную.

Эфиопские гимнасты поражают воображение своими способностями. Обычно в цирке через кольцо прыгают львы или тигры, но в данном случае это проделывали люди. Да и колец было не одно и не два, и размеры их существенно разнились — от вполне просторных до небольших.

Не обошлось и без «каучуковых» девочек. Невероятно гибким малышкам акробаткам (эфиопы невелики ростом сами по себе) всего–то по 13 — 19 лет. Кстати, и в других номерах участвовали даже не подростки, а младшие школьники. Паре мальчишек навскидку можно дать лет по 10 — 12, а вертятся в воздухе они не хуже пропеллеров. Эти дети в Эфиопии учатся в специальной цирковой школе, объяснил руководитель аттракциона Гебригзиабар Йенене. Как и у юных спортсменов, попадающих в олимпийские интернаты, обучение общеобразовательным дисциплинам в ней совмещено с множеством тренировок. Конечно, на гастроли ребята не повезли с собой педагогов. Но современные технологии позволяют маленьким циркачам учиться дистанционно.



Для многих из нас цирк — это прежде всего выступления животных. Особенно дети восторгаются каждой умной зверушкой, которую выводят на манеж дрессировщики. Этого добра в программе «Африка!?!» в изобилии. Особенно острые ощущения традиционно получают сидящие в первом ряду. Это ведь к ним медленно, но целеустремленно, передвигая перепончатые лапки, топают скромные 2–метровые крокодильчики артиста из Украины Александра Орлова (борта арены при этом опускаются вниз, очевидно, чтобы зрительские ощущения были острее). Это им неожиданно суют под нос блестящего и высовывающего трепещущий язычок откормленного питона. К слову, змеи таким образом удовлетворяют свое любопытство. Если собака, знакомясь с новым человеком, его обнюхивает, то питону нужно непременно ощупать вас языком. И да, безусловно, первым рядам особенно весело, когда на манеж выходят львы.

Лев, идущий по канату (ладно, пусть по двум) или взлетающий под купол цирка на качелях. Такой номер увидишь нечасто! Правда, наблюдать, как гривастый царь джунглей смотрит на вас с качелей, как будто примериваясь, кого первого и самого сочного будет обгладывать, когда спрыгнет, — занятие, весьма щекочущее нервы.

Российская дрессировщица Ольга Борисова рассказала, что, во–первых, поведение животных контролируется, и, стало быть, лев вниз прыгать не будет, а что касается заинтересованного львиного взгляда:



— Это в понимании зрителей они пришли в цирк посмотреть на животных. А в понимании льва — его вывели, чтобы продемонстрировать ему белорусскую публику. А в целом каждое представление — это всегда сюрприз. Причем в неожиданный момент. Однажды к нам на манеж прилетела детская игрушка–вертолетик. Упала. И пять пар львиных глаз сразу уперлись в эту игрушку. Я успела подбежать и ее забрать, а если бы не успела — была бы драка.

Дрессировщик Айдын Исрафилов из Белгосцирка развеивает мифы о жестоких людях, мучающих животных на потеху публике. Например, обезьянка, работающая в его номере, сама придумывает некоторые трюки:

— Трюк с курточкой, которую Рони снимает и прячется под нее, как бы испугавшись, она придумала сама. Это естественное проявление характера зверушки, и тут главное — всегда иметь под руками что–то вкусное, что она любит, чтобы закрепить эффект.



Впрочем, малышка Рони вообще блещет талантами. Например, она вполне сознательно жонглирует на пару с дрессировщиком, говорит Айдын Исрафилов:

— Подобный номер никому пока не удалось повторить. Обезьянка действительно работает как настоящий партнер, выдерживает ритм, смотрит, чтобы мячики бросить не куда попало, а точно тебе в руки. В жонгляже есть свои правила, и приходится говорить ей, как человеку, «влево», «вправо», «сильнее»... Кстати, обезьяны прекрасно умеют считать!

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 186 (24816). Вторник, 29 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter