Львиная доля

В субботу подвел итоги 67–й Венецианский кинофестиваль...

В субботу подвел итоги 67–й Венецианский кинофестиваль. Эксперты безоговорочно сошлись во мнении, что конкурсная программа форума была одной из самых сильных за последнее время, значительно превосходя по своим художественным качествам программы прошедших киносмотров в Каннах и Берлине. Мостре удалось избежать ненужной игры в политкорректность, заигрывания с социальными клише, беспочвенной и столь модной на фестивалях эстетизации насилия. Идея чистого кино как такового, кино как второй реальности, полноценной и независимой, существующей вне моды и конъюнктурных ухищрений, воплотилась в этом году в Венеции со всей моцартовской ясностью и простотой.


Конечно, на церемонии закрытия не обошлось и без художественного свиста в зале: главный приз фестиваля «Золотой лев» жюри во главе с Квентином Тарантино вручило Софии Копполе за картину «Где–то». Решение спорное. Что бы ни делала София (из 5 снятых ею картин самой популярной по–прежнему считается флегматичная драма «Трудности перевода»), за ней встает тень отца Фрэнсиса Форда Копполы, и, конечно, любое решение принимается с оглядкой на главу, пожалуй, самого мощного и внушительного голливудского клана. «Когда в одном из венецианских репортажей я высказал предположение, что Квентин Тарантино отдаст долги своей бывшей герл–фрэнд Софии Копполе, это была, скорее, шутливая гипотеза, — восстанавливает ход фестивальных событий киновед Андрей Плахов. — Ведь в контексте венецианского конкурса фильм «Где–то» о страданиях утомленного популярностью секс–символа смотрится почти конформистским. Это милая, талантливая, но не выдающаяся и немного усталая картина. То, что может позволить себе классик во второй половине карьеры, вряд ли подобает режиссеру на подъеме: от него ждешь более темпераментных жестов».


Распределение остальных наград кривотолков за кулисами фестиваля не вызвало. «Серебряный лев» вручен Алексу де ла Иглесия за гротескную драму «Печальная баллада для трубы». Она же удостоилась и премии «Озелла» за лучший сценарий. Лучшими актерами признали Винсента Галло («Необходимое убийство» Ежи Сколимовского) и Ариане Лабед («Аттенберг» Афины Рахель Цангари).


«Золотого льва» за заслуги перед кинематографом Тарантино вручил своему кумиру — режиссеру Монте Хеллману, привезшему в Венецию «Дорогу в никуда». Когда–то Хеллман продюсировал «Бешеных псов» Тарантино и немало поспособствовал взлету его международной карьеры. (Вообще, несмотря на свой одиозный имидж, Тарантино оказался вполне добропорядочным председателем жюри: и бывшую девушку не обидел, и наставника не забыл). Приз Марчелло Мастроянни за лучший актерский дебют заслужила Мила Кунис, сыгравшая противницу Натали Портман в «Черном лебеде» Даррена Аронофски.


Российский фильм «Овсянки», удостоенный высоких рейтингов сразу после премьеры, как и предполагалось, не остался без призов и получил сразу три премии: за лучшую операторскую работу (оператор Михаил Кричман уже становился триумфатором Венецианского фестиваля в 2003 году с нашумевшей картиной Андрея Звягинцева «Возвращение»), приз FIPRESCI за киноязык и приз экуменического жюри.


«Это по–настоящему поэтическое произведение, где все три исполнителя главных ролей поистине неутомимы», — такими словами поблагодарил Квентин Тарантино Алексея Федорченко за работу. Главные роли в картине сыграли Юрий Цурило, Игорь Сергеев и Юлия Ауг.


На этой неделе «Овсянки» уже можно будет увидеть в Анапе, где на следующий день после закрытия Венецианского фестиваля стартовал XIX Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок–2010». «Овсянки» — в основном конкурсе, а значит, их фестивальный дрейф продолжится. На берегах Черного моря призер Венеции будет сражаться за главный приз и с нашей картиной: в главном конкурсе «Киношока» представлен «бульба–хоррор» Андрея Кудиненко «Масакра».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter