Лунная дорожка

Чем интересна для нас космическая соседка и какая награда ждет тех, кто выиграет “битву” за Луну?

Чем интересна для нас космическая соседка и какая награда ждет тех, кто выиграет “битву” за Луну?

В середине декабря минувшего года произошло событие, которое в силу разных причин многие явно недооценили. Нашпигованный научной аппаратурой китайский луноход “Юйту”, что в переводе означает “Нефритовый заяц”, успешно прилунился на поверхность естественного спутника Земли. Тем самым Китай стал на шаг ближе к глобальному лидерству в космической сфере и, похоже, всерьез настроен опередить главных конкурентов — американцев и россиян.

В ближайшие несколько лет в планах амбициозных китайцев запуск на Луну пилотируемого корабля.

И дело тут, как видно, не только в политическом тщеславии или национальной гордости. Успех лунной миссии Китая подстегнул американских ученых снова задуматься о плюсах и минусах освоения спутника Земли. Почему же спустя почти полвека забвения Луна снова оказалась объектом особого внимания землян?

За пределами земной орбиты

В период бума научных исследований Луны в 1967 году по инициативе СССР был подписан Договор о космосе, согласно которому ни одна страна не может претендовать на земной спутник или любую его часть. В Москве опасались возможного строительства на Луне американской военной базы и размещения там ядерного оружия. Но в те времена о тотальной колонизации спутника речи не шло: слишком дорогое это было удовольствие, да и технологические возможности явно отставали от смелых замыслов. И как только военно-политический аспект лунной программы после распада СССР ушел в небытие, Луна оказалась никому не нужна. Лунный грунт на землю доставили, подробную карту спутника составили и на этом остановились. “Я полагаю, что ни русские, ни американцы до сих пор не вернулись на Луну лишь потому, что на то не было убедительных причин”, — говорит эксперт в области космоса Джон Логсдон. Человек никогда не вкладывает средства в то, что не является для него крайне необходимым здесь и сейчас.

Однако после того как Китай и Япония заговорили о предполагаемом строительстве на Луне своих объектов, зашевелились и американцы. “В ближайшие десятилетия на лунной поверхности будет наблюдаться значительная активность, — прогнозирует планетолог НАСА Кристофер Маккей. — Национальные интересы США диктуют нам поддержание долговременного и непрерывного присутствия американского государства на земном спутнике”. Тем более что колонизация Луны сейчас — вовсе не такой дорогой проект, как казалось нам в 60—70-е годы прошлого столетия, когда совершали свои миссии “Аполлоны”, добавляет ученый. Регулярное транспортное сообщение между Землей и Луной можно наладить хоть завтра, современные технические возможности вполне это позволяют. Если мы хотим продолжить освоение космоса людьми, а не аппаратами, то первым этапом должна стать именно Луна — наиболее близкая к нам “планета”, считает Кристофер Маккей.

Дороже, чем золото

Если до сих пор Луна интересовала ученых исключительно как объект для новых научных открытий и перевалочная база на пути к более далеким космическим объектам, в первую очередь к Марсу, то сейчас интерес к ней во многом обусловлен чисто экономическими соображениями. Специалисты из Китая утверждают, что на поверхности естественного спутника есть залежи урана, титана, алюминия, различных минералов. Возможно, когда-нибудь человечество и займется разработкой этих полезных ископаемых. Ведь земные недра — не бездонный мешок. Но если завтра на Луне вдруг обнаружат золото и нефть, вряд ли это вызовет золотую лихорадку и заставит землян сию же минуту снаряжать экспедиции на лунную поверхность. Допустим, что все лунное Море Ясности вымощено плитками из чистого золота. Каждый слиток — ровно килограмм. Но даже тогда никто не почесался бы. Все очень просто: золотой килограмм стоит на рынке восемь тысяч долларов. Себестоимость космической перевозки на сегодня — никак не меньше 40 тысяч долларов за килограмм. Следовательно, бизнес на лунном золоте откладывается...

Зато известно, что один грамм реголита, украденного (иным способом его трудно достать) из американских или российских лабораторий, идет по 30—50 тысяч долларов. Вот на нем-то сегодня как раз и можно заработать! В серьезных научных журналах уже полным ходом идет обсуждение: как именно наладить курсирование с Луны на Землю “Шаттлов”, наполненных до краев реголитом, то есть лунной пылью, каменной крошкой с поверхности лунных морей. Полный “Шаттл” — это 30 тонн груза. Тридцать тонн реголита будет стоить более одного миллиарда долларов. Такие космические рейсы могут принести прибыль, по сравнению с которой все сказочные доходы Билла Гейтса и шейхов Персидского залива покажутся лишь жалкой милостыней.

Спросите, почему? Оказывается, в реголите содержится много гелия-3, изотопа общеизвестного химического элемента, который способен стать источником энергии, идеальным для замены нефти и газа. По сути, это положительно заряженные альфа-частицы (ядра гелия без электронов), всего лишь составная часть “солнечного ветра”, который в течение долгого лунного дня обдувает поверхность нашего естественного спутника. А уже прилипнув к песчинке лунного грунта, альфа-частица легко находит себе электронную оболочку.

Неиссякаемая энергия

Конечно, добывать гелий на Луне, а затем отправлять его на Землю — занятие не из легких. В самом деле, только для того чтобы построить на спутнике космодром, требуются невероятные усилия и средства, принципиально новая строительная техника. Строительство жилья для добытчиков реголита также непростая проблема, ведь потребуется не только доставить тонны воды и кислорода, но и подумать над тем, как защитить людей от солнечной радиации и холода. Но самое очевидное решение задачи, как известно, не всегда самое рациональное. И того, кто найдет наиболее оптимальный способ использования лунных богатств, ждет сногсшибательная награда. Ведь энергии, которая могла бы выделиться из 30 тонн реголита (напомним, это всего лишь один рейс “Шаттла”), хватило бы всей энергетике США на целый год.
После того как от разрушительных землетрясений 2011 года пострадала вся инфраструктура Японии, жители Страны восходящего солнца задумались над тем, чтобы не везти реголит на Землю, а получать из него энергию прямо на Луне или в космосе, а оттуда пересылать на Землю. Суть предложения состоит в том, чтобы построить на лунном экваторе длинную полосу бетона из лунного грунта. Эту работу могут проделать роботы. Вся лунная “Великая китайская стена” будет покрыта солнечными панелями, которые подключаются через кабели к микроволновым и лазерным передающим станциям. Энергия, посланная с Луны, будет направлена на приемные станции на Земле. Это позволит получать солнечную энергию круглосуточно и круглогодично, ведь на Луне не бывает облаков и плохих погодных условий. Предложенная идея вызвала большой интерес в научном сообществе. Вопрос теперь за экономистами и физиками. Последние должны создать промышленную установку для получения энергии из реголита, ну а экономисты — рассчитать, во что это обойдется стране, которая первой решит этим заняться.

 Интересные факты о Луне

  • Большинство ученых склоняется к теории образования Луны, которая утверждает, что однажды произошло лобовое столкновение Земли и некой планеты размером с Марс. В результате меньшая планета развалилась на многочисленные обломки, которые образовали огромный пояс вокруг Земли. Позже это кольцо сконцентрировалось в гигантский “сгусток”, из которого и образовалась Луна.
  • Земля может “вместить” около 49 лун.
  • Интересно, что Луна в 400 раз меньше, чем Солнце, но и находится в 400 раз ближе к Земле. Таким образом, при взгляде с Земли и Луна, и Солнце выглядят одинаковыми по размеру.
  • На Луне нет атмосферы, поэтому там не бывает сумерек, и ночь (или день) наступают мгновенно.
  • В ноябре 1970 года первое транспортное средство проехало по Луне. Им стал доставленный советский “Луноход 1”. А первым человеком, совершившим прогулку по лунной поверхности, был американец Нейл Армстронг. Кстати, следы представителей человеческой цивилизации остались на Луне на миллионы лет. Ничего удивительного — там нет ни ветров, ни влаги.
  • Сила притяжения Луны примерно в шесть раз меньше, чем гравитационные объятия Земли. Поэтому если бы там проводились легкоатлетические состязания, то рекорд по прыжкам в высоту “подрос” бы до пятнадцати метров.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter