Лукашенко об отношениях с Россией: мы один народ

Об том заявил Президент во время общения с журналистами в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой»:


— Это же наши люди, наши братья, — подчеркнул он. — Мы с ними были всегда вместе, они всегда подставляли нам плечо. И то, что у нас сегодня проблемы порой с Россией, так это же не с русскими людьми и не с россиянами. Они блестяще к нам относятся. Почему мы должны к ним относиться плохо, разворачиваться куда-то, предавать их, как некоторые говорят. Этого никогда не будет. Даже без меня этого не будет. Белорусы не позволят предать нашего, как я часто говорю, старшего брата. Но мы требуем от старшего брата, чтобы это был старший брат. Чтобы они в трудную минуту поддержали.

Глава государства напомнил, что сейчас стороны ведут диалог по программе интеграции:

— На экономику вышли. И начинают торговаться: природный газ, нефть и прочее. Мы ни у кого ничего просить не будем. Надоело уже разговоры вести и надоело слушать.

Александр Лукашенко вспомнил и о катастрофе на Чернобыльской АЭС:

— Мы что, строили эту станцию? Нет. Мы ее взрывали? Нет. А кто пострадал? Мы. Тогда центральная власть в лице Михаила Сергеевича Горбачева взяла на себя ответственность за Беларусь. И вы знаете, порой деньги вложили в такую «дурнину», что и не надо было вкладывать. Но как-то спасали. Как понимали, так и спасали Беларусь. Страна развалилась. Кто правопреемник? Они, власти России, всегда говорят: мы правопреемник Советского Союза. И в связи с этой правопреемственностью мы передали туда бесплатно самое дорогое, что сегодня стоит на страже безопасности России — ядерное оружие. И вообще, выстраивали свою политику так, что это единое наше Отечество. Я даже Путину — Ельцину это само собой — говорю: это и моя Россия. Это моя страна. Потому что белорусы душу свою вложили в развитие той страны, в том числе и России. Так же как ленинградцы помогали нам восстанавливать после войны Минск. Все переплетено. Все едино. Но Чернобыль произошел. Мы там до сих пор древесину не можем использовать (в чернобыльской зоне. — Прим. ред.), потому что высокое накопление радиации. Ты хотя бы за это — мы же не просим денег, ничего — помоги нам. Миллиардов десять-пятнадцать кубометров газа по приемлемым ценам. Не бесплатно. Не в убыток Газпрому. Поставь в Беларусь как правопреемник. Люди ведь пострадали. Против этого факта нет никаких приемов.

Александр Лукашенко отметил, что это только один факт. И добавил:

— И если нам говорят: да вы тут гири на ногах, за наш счет живете… Если такая политика, обойдемся.

В качестве еще одного примера Александр Лукашенко вспомнил действия России по строительству Южного и Северного потоков для транспортировки природного газа.

— Им надоело спорить с транзитерами. Он (Владимир Путин. — Прим. ред.) гордо вложил миллиарды долларов и построил эти потоки. Я ему сказал: мы так же гордо, если вы к рыночной цене на нефть подвели и таможенную пошлину заменили налоговым маневром, возьмем с рынка и другую нефть. Но только надо ли это России, чтобы на их рынок пришло 20—25 миллионов тонн чужой нефти — американской, из Саудовской Аравии, азербайджанской — через Украину у нас на Мозырь проработан этот маршрут. Мы венесуэльскую нефть в свое время поставляли, когда Россия нам перестала поставлять. Мы заместили это. Северные маршруты — я прямо сказал российским властям — мы прорабатываем. И через Польшу, и через Прибалтику. Наработки есть. Но если мы через Польшу поставлять нефть, то мы заберем две нитки нефтепровода "Дружба", по которому на экспорт идет российская нефть. Это надо россиянам? Нет. Но так давайте договариваться по-человечески, и будем делать как лучше. Вот это мои требования.

Позиция Главы государства — не надо превозносить до небес, что Лукашенко развернулся на Запад:

— Как минимум меня лично на Западе никто не ждет. Я в этом сто процентов убежден. Ну не нужен там Лукашенко. Он вообще-то и в России не очень нужен, просто народы у нас братские: приходится считаться.

Отдельно коснулся Александр Лукашенко и вопроса недавнего приезда советника Президента США по национальной безопасности Джона Болтона:

— А почему он не мог приехать? Он что, приехал в Беларусь прежде всего? Да нет, он уже побывал и в Сочи, и в Москве, и с моим другом-коллегой Путиным обнимался. Мы же спокойно это переносили. Приехал и приехал. Надо разговаривать. Тем более нам. Стране, которая была столько под санкциями. И сами приехали. Сами предложили встретиться. Думаю, ну и правильно. Мы должны с ними налаживать отношения. Это же империя, это же самая сильная страна. Смотрите, как Россия стремиться установить нормальные отношения с США. А почему мы не должны это делать? Вот что лежит в основе. И никаких тут телодвижений на Запад, на Восток. А смотреть будем и туда, и туда. А искать там, где выгодно. Точно так, как любое государство ведет политику. И знаете, по большому счету меня ведь руководство России в этом не упрекает. Это конспирология вокруг так называемых политологов, социологов, журналистов отдельных прикормленных, вот они и начинают «бомбить» со всех сторон. Ясно, кто-то заказывает. Я знаю, кто.

Александр Лукашенко заключил, что как вместе с россиянами мы жили, так и будем жить:

— Несмотря на политику по углеводородам, по торможению наших продуктов питания. Для чего мы туда идем и поставляем товар? Для того чтобы деньги у них заработать и заплатить за нефть и газ. Ни в коем случае не надо полагать, что здесь какая-то глубина антироссийская или антизападная.


Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter