Лучший признак таланта, это когда человек знает, чего он хочет

Фольклорный театр "Госцiца" прост, как правда.
Фольклорный театр "Госцiца" прост, как правда. Полное отсутствие декораций, никаких модных спецэффектов: ни звуковых, ни световых - вот их стиль. Ни малейшей попытки "сделать красиво" хотя бы за счет сценических костюмов: любимый наряд актеров - неотбеленные полотняные рубахи. Вдобавок ни вокального, ни хореографического образования участники коллектива чаще всего не имеют... Но все их концерты проходят с неизменным аншлагом.

Когда в начале года "Госцiца" изъявила желание выступить на "самой-самой" сцене страны, во Дворце Республики отреагировали на это доброжелательным "всегда пожалуйста" и предложили самим выбрать дату будущего концерта. А все потому, что фольклорных коллективов в Беларуси много, а "Госцiца" одна. Никто больше не рискует предлагать зрителям народную культуру безо всякой лакировки, но этот необычный театр Белтелерадиокомпании не опасается "шершавости" древних песен и танцев, убедившись за 17 лет своих аутентичных экспериментов, что генетическая память - реальное свойство каждого из нас.

В мире о таком искусстве заговорили полвека назад. Аутентичное - иными словами, настоящее, подлинное - предлагалось искать внутри себя, отпустив на волю собственный поток сознания. В принципе, песни и танцы "Госцiцы" рождаются подобным образом. Только наружу у них прорывается чаще не глубинное подсознательное, а глубинное национальное.

Белорусский фольклор артисты, конечно, изучают, но переосмысливают его не осознанно, а интуитивно. Результаты бывают весьма неожиданными - например, специалисты, исследующие "шифр" вышивок на белорусских рушниках, не раз отмечали, что "Госцiце" со своим аутентичным подходом удается воссоздать те языческие обряды, о которых ученым стало известно в результате кропотливого изучения археологических находок. Впрочем, для руководителя коллектива Ларисы Симакович такие "откровения" неожиданностью не являются. Вот что она говорит по этому поводу: "Я не аднауляю нацыянальную аутэнтыку, я проста чую яе у сабе". Как бы там ни было, композиторские эксперименты Ларисы Ивановны (в свое время, кстати, она была одной из лучших учениц прославленного Виктора Ровды) запросто можно принять за оригинальные мелодии далекого прошлого. Впрочем, интуитивным театром "Госцiцу" назвать нельзя - музыкальное наследие минувших поколений здесь также в большой чести. Хоралы Баха, средневековые гимны, белорусские кантаты эпохи Возрождения (жанр городской песни, сформировавшейся из церковных песнопений) - это только малая часть репертуара "Госцiцы", избранная театром для авторской радиопередачи Александра Литвиновского (Национальное радио планирует запустить ее в эфир 15 февраля, причем эфир, как всегда, будет "живым"). Сам Александр в успехе будущей передачи не сомневается - в последнее время интерес белорусской публики ко всему старинному вырос очень заметно. Точнее, интерес-то был всегда и не у одних лишь белорусов, но творческие коллективы (особенно музыкальные), ищущие вдохновения в глубоком прошлом, так массово размножились у нас совсем недавно. Вот и стало это явление таким заметным. Правда, "Госцiца" все-таки была первой.

"Без нацыянальнай аутэнтыкацыi, яе натуральнага хараства пражыць проста немагчыма, - считает Лариса Симакович. - Таму што чысцiнi, сапрауднасцi не хапае у любым жыццi. Дзе узяць?.. А там, у аутэнтыкацыi". Слов нет, танцы и песни ее театра завораживающе красивы и даже, я бы сказала, обладают психотерапевтическим эффектом. Со спектаклями же ситуация иная.

Все драматические постановки "Госцiцы" изначально имеют фольклорную основу. Но уже не подсознательную, а вполне осознанную. Другое дело, что личная аутентикация актеров наполняет спектакли новым, современным смыслом. Иногда он очевиден, иногда - не очень. И тогда одно и то же зрелище провоцирует публику сразу на несколько толкований - в зависимости от того, что болит у каждого в душе. Бывает, эмоциональный зритель пугается и утверждает, что "ничего не понял". Но по-настоящему их не понимают нечасто...

Большинство актеров "Госцiцы" - старшеклассники и студенты. Конечно, многих манит профессиональный театр. И если уж кто-то из них отваживается связать свою судьбу с театральной сценой, актером "третьего плана" долго не будет. Еще бы - пройти такую "школу переживания"... Между прочим, и Светлана Зеленковская - наша любимая Анастасия Слуцкая - тоже ведь гостья из "Госцiцы".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter