Лучший допинг - сало с шоколадом

Последние два крупнейших форума тяжелоатлетов - чемпионаты Европы и мира - обошлись без допинговых скандалов.
Последние два крупнейших форума тяжелоатлетов - чемпионаты Европы и мира - обошлись без допинговых скандалов. Нонсенс: за исключением этих турниров

ни одни более-менее крупные состязания штангистов не миновали скандальные разбирательства. Вчера в курортном городке Лаутраки, неподалеку от греческой столицы, стартовало очередное европейское первенство.

По мнению специалистов, потрясениями оно также не должно омрачиться.

Развитие тяжелой атлетики всегда напрямую зависело от разработок фармакологических лабораторий. Этот вид спорта по количеству допинговых скандалов может соперничать разве что с велоспортом. Негативный имидж, складывавшийся в последнее время, подорвал зрительский интерес к и без того лишенному динамики и красочности виду. Штанга перестала интересовать еще и потому, что многие атлеты, несмотря на все ухищрения, так и не могли превысить некоторые прежние мировые рекорды, установленные во времена, когда допинг-контроль в тяжелой атлетике был не таким эффективным.

Исправить положение была призвана новая мера, введенная в 1993 году международной федерацией. Были обозначены новые границы десяти весовых категорий. И отсчет мировых рекордов начался заново. Однако соблазны остались прежними.

Апогей допинг-скандалов в тяжелой атлетике наступил во время последней Олимпиады - в полном составе болгарская и румынская сборные отправились домой. В Сиднее "засветились" более десяти атлетов. Затем на чемпионате мира-2001 в Анталье были еще четыре случая обнаружения нечистоплотности. После всех этих встрясок наступило затишье.

"А ничего удивительно в этом нет, - считает врач белорусской сборной Юрий Сонкин. - Все напуганы Олимпиадой". В тяжелой атлетике нарушителей наказывают наиболее жестко. Если трех атлетов уличают в применении запрещенных средств, то вся национальная сборная выбывает из состязаний до конца года.

Сонкин - опытный специалист. Последние пять лет бывший врач-реаниматолог работает с национальной сборной по тяжелой атлетике: "Основы общей клинической и спортивной фармакологии одни и те же. Другое дело, некоторые нюансы я узнал из общения с нашим тренерским штабом. У Александра Гончарова, Виктора Шершукова огромный практический опыт, который, к моему удивлению, они не стали скрывать. Это очень мне помогло. Речь, разумеется, только о допустимых методах.

В Беларуси наработок в области спортивной медицины почти не осталось. Если мы получаем новую информацию, то в основном из российской литературы, из общения с коллегами. Несправедливо не сказать о белорусских специалистах. Мы активно используем разработанные ими аппараты, используем мощности биохимической лаборатории. Но предлагаемого явно недостаточно".

Как правило, белорусские тяжелоатлеты дважды в год проходят комплексный осмотр. Однако это не средство выявить нарушителей. "Злоумышленники" начинают активно "химичить" лишь накануне старта. "Если кто-то принял препарат, то это сразу видно. Ну, скажем, потеет сильно, вес набирает или вдруг титаническая сила появляется, или, к примеру, сыпь угревая", - говорит Сонкин.

В белорусской сборной, и это справедливо, действует презумпция невиновности. Для того чтобы сделать предложение проверить атлета на допинг, нужны серьезные основания. Это должно быть коллегиальным решением всего штаба сборной. На практике в белорусской сборной созданы серьезные барьеры против "химического соблазна": не только моральный кодекс атлета, который подписывает каждый член сборной, но и серьезный штраф в случае нарушения. Вкупе с санкциями международной федерации этого достаточно, чтобы, оступившись, никогда не вернуться назад. Приснопамятную историю многолетней давности с проколом нескольких белорусских штангистов толкуют как единичный случай и говорят о предпочтении "естественного" допинга.

Олимпийскому чемпиону Леониду Тараненко принадлежит изречение о том, что лучший допинг - это мед, орехи и сало. Белорусское сало - мощнейший энергетик, как шоколад и сливочное масло, которые постоянно присутствуют на столах белорусских тяжелоатлетов. Со времен Тараненко гастрономические пристрастия белорусов не изменились. Разве что добавились разнообразная зелень и бананы - лучшая углеводная пища. А вот ананасы исключены. Сок ананаса обладает сильным раздражающим действием на слизистую оболочку. "Никаких проблем с натуральным питанием у нас нет", - подтверждает мировой рекордсмен Геннадий Олещук. Более того, президент национальной федерации Ибрагим Умеров недавно сделал личный подарок - две бочки меда.

Приближение чемпионата Европы белорусы почувствовали не только по калорийному рациону, но и по прибытию допинг-комиссаров. Перед началом заключительного сбора белорусскую команду посетили "специалисты с пробирками". Это первая внесоревновательная проверка в этом году. В прошлом таковой подвергались дважды. Это в тяжелой атлетике, самом "химически активном" виде спорта! В то время как в биатлоне в течение сезона спортсмена могут проверить чуть ли не десять раз! Объяснение простое: в любом другом виде спорта гораздо больше коммерческих соревнований, чем в тяжелой атлетике. Кому захочется организовывать еще одно допинг-шоу?

Словом, для того чтобы искоренить "болезнь плохих анализов", понадобятся радикальные меры. И если два чемпионата подряд никто не попадается, то это не значит, что все вдруг одумались.

Борьба за олимпийские лицензии развернется на чемпионате мира. Не исключено, что тогда в ход будут пущены все средства. Хотя нынешнее европервенство рядовым тоже вряд ли назовешь. По словам главного тренера Александра Гончарова, белорусские атлеты ставят самые серьезные задачи - вплоть до побития мирового рекорда если не Александром Анищенко, то Андреем Рыбаковым.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter