Лучшие в СНГ, не худшие в Европе

В 2011 году на трассе М-4 должны ввести в строй участок в 26 км

Именно по такому принципу должно вестись не только строительство, но и содержание наших автомагистралей, считает Анатолий Лопатин

Какое удовольствие следовать по трассе М-4 Минск—Могилев. Ровное, как зеркало, дорожное полотно вместе с чарующими по его сторонам картинками природы просто успокаивают. Но такова только часть пути. Большая его половина сейчас интенсивно доводится до уровня первой технической категории, в том числе и со стороны областного центра. Основные строительные работы здесь сразу на нескольких участках ведут подрядчики, работу их курирует «Могилевавтодор», с гендиректором которого Анатолием ЛОПАТИНЫМ (на снимке) и состоялась эта беседа.

— Анатолий Иванович, удивительно теплая погода раздвинула рамки дорожно-строительного сезона, и все же, наверное, можно обозначить его главные итоги?

— Основные показатели, как целевые, так и прогнозные, фактически уже достигнуты. Так, за 10 месяцев общий объем дорожных работ выполнен к плану на 105,9 процента, в том числе собственными силами на 100,9 процента. Инвестиции в основной капитал составили 109 процентов, выдержано задание и по целевому показателю энергосбережения (минус 8,5 процента). Введены в строй все запланированные объекты. Это два участка магистрали первой категории М-5 Минск—Гомель общей протяженностью 11 км, несколько объектов капитального и текущего ремонта, проведено 185 км поверхностной обработки дорог.

— Какой километраж автомобильных трасс находится на балансе «Могилевавтодора» и каким кадровым потенциалом он сегодня располагает?

— На балансе у нас 2485 км республиканских дорог, 330 мостов и путепроводов протяженностью свыше 16 тысяч погонных метров. В регионах области действуют 9 филиалов, а также 35 линейно-дорожных дистанций. Общая численность тружеников «Могилевавтодора» – 830 человек. Кадровый и материально-технический потенциал позволяет решать самые сложные задачи, поставленные перед коллективом. Это прежде всего безопасный и комфортный проезд, а также бесперебойное движение транспорта.

— Можно ли охарактеризовать качественные параметры могилевских дорог и какая часть из них отвечает нормативным требованиям?

— По результатам диагностики «Белдорцентра», которая проводится постоянно, на 1 января текущего года участков, требующих проведения ремонтно-восстановительных работ, – 1258 км, или ровно половина (50, 3 процента). В том числе по прочности дорожных покрытий – 27 км, по дефектности (трещины, колейность, ямочность и т.д.) – 627, по ровности – 511, по коэффициенту сцепления – 6 км. В срочном капремонте нуждаются 654 км дорог, в текущем – 604. Если в лучшие годы мы ремонтировали 350—400 км магистралей, то теперь в среднем около 200, отсюда и многократное превышение межремонтных сроков...

— Расскажите о положении дел с придорожным сервисом и какое участие в его развитии принимают местные власти?

— На начало года по области уже действовало 96 объектов, в том числе 35 АЗС, 13 ГЗС, 11 станций технического обслуживания, 7 пунктов постоя, 5 – питания и других. Функционировали и 76 площадок отдыха, возведенных силами автодора. В последние годы, после принятия ряда нормативных документов и введения льготного режима для субъектов хозяйствования, это направление получило хорошую динамику развития. В прессе и на сайте «Могилевавтодора» мы представили перспективную схему размещения придорожного сервиса. Заявки уже поступают, а около таких городов, как Могилев и Бобруйск, эти объекты уходят с аукционов. Сложнее там, где невысокая интенсивность транспорта. В ближайшем будущем три разнообразных по своему предназначению объекта появятся на магистрали М-4. И не исключено, что их количество увеличится, потому что жизнь постоянно вносит коррективы.

Создана областная комиссия по придорожному сервису, в которую входят представители всех заинтересованных в его развитии сторон. Регулярно проводятся совещания. От облисполкома это направление курирует заместитель председателя Виктор Некрашевич. И делает он это весьма активно, приглашая инвесторов. У нас уже взято ряд технических условий на проектирование и размещение объектов придорожного сервиса.

— Обрисуйте, пожалуйста, ситуацию в вашем регионе с ДТП, какие предпринимаются усилия для ее улучшения, а также по снижению участков их концентрации?

— Начиная с 2006 года число ДТП снизилось на 24,5 процента, на столько же процентов за этот период возросло и число транспортных средств. Было 256 тысяч, стало 319 тысяч. К слову, по их количеству на душу населения Беларусь сейчас держит первенство среди государств СНГ. Ежегодное снижение числа пострадавших и погибших в ДТП – это результат совместного с ГАИ сотрудничества. Разрабатываются мероприятия по сокращению мест концентрации ДТП, повышению технических и эксплуатационных характеристик дорог, их обустройству и ряд иных.

— Есть ли в деятельности «Могилевавтодора» какие-либо особенности, отличия и ноу-хау, как на других автодорах?

— При необходимости перенимаем у своих коллег опыт. Так, по примеру гродненцев внедрили в этом году в Бобруйском ДЭУ систему спутникового слежения за работой дорожной техники. Она себя уже оправдала и получит дальнейшее развитие. С 2007 года на базе модернизированного асфальтобетонного завода стали выпускать специальную органоминеральную смесь, которую можно эффективно применять круглый год при ямочном ремонте. Заказы на нее уже поступают из всех регионов Беларуси и даже из России. Весной текущего года ввели в строй завод по производству битумных эмульсий. Мощность его — 2,5 тысячи тонн, проектная – 5 тысяч. Применение этих битумов тоже повышает качество ремонта дорожных покрытий. Отмечу и то, что «Могилевавтодор» все последние годы работает по сертификатам системы менеджмента качества, экологии и охраны труда и не раз уже их подтверждал. Вся наша деятельность строго регламентирована. А постоянный аудит позволяет оперативно и действенно выявлять проблемные места.

— В чем сейчас наибольшие трудности в деятельности вашей организации?

— Это прежде всего, конечно, дефицит финансовых ресурсов. Особенно их недостает на содержание дорог. По сравнению с 2008 годом общая сумма средств снизилась на 16 процентов, а это почти 11 миллиардов рублей. Приведу любопытную статистику, сколько тратится на содержание и ремонт магистралей в разных странах за год на один километр: в Беларуси – 7,2 тысячи долларов, Финляндии – 23 тысячи, Англии – 55, США – 59. Как следствие – снижение списочной численности работников нашего автодора. Сегодня на отдельных участках не хватает по 2—3 человека. Хотя средняя зарплата у нас – 1 миллион 330 тысяч рублей. Нуждаются в обновлении наша техника и оборудование. По отдельным позициям износ основных фондов — 80 процентов. Каждый год мы выделяем на приобретение новой техники из собственных средств около 3 миллиардов рублей. Но этого явно недостаточно…

— И это при том, что на грядущий и последующий годы перед «Могилевавтодором» поставлены весьма значимые задачи!

— Мы ожидаем их с осторожным оптимизмом, так как на возведение магистралей выделяются весомые средства. И их нужно освоить. Так, в 2011 году подрядчики и наши организации должны ввести участок длиной 26 км новой магистрали на М-4. На нем будет 9 искусственных сооружений: 2 моста и 7 путепроводов, а также развязка в двух уровнях. В 2012 году нужно завершить последний участок этой трассы (17 километров) и выйти на границу с Минской областью. На следующий год на строительство будет выделено 170 миллиардов рублей. Здесь все хорошо, но опять же скажется дефицит средств на содержание, капитальный и текущий ремонты, и это не может не беспокоить. Как и ситуация, сложившаяся ныне со щебнем. Его не хватает. Потребности наши удовлетворяются лишь наполовину. С его поставками может помочь Украина, но провоз щебня по территории нашей страны увеличивает его стоимость вдвое! Надеюсь, руководители сопричастных министерств и ведомств сумеют урегулировать этот вопрос.

— Вы уже более 30 лет работаете в дорожной отрасли, прошли путь от техника до гендиректора, знаете всю специфику дела. Что еще нужно предпринять, чтобы белорусские магистрали и дальше держали свой уровень?

— Скажу просто. Чтобы лучшие на сегодня трассы в СНГ были не худшими в Западной Европе, нужно постоянно аккумулировать средства не только на их возведение, но и содержание. Дорожные организации страны, как известно, уже работают по европейским стандартам строительства. И опыта нашим специалистам в этом плане не занимать. Другое дело, что в аналогичном порядке нужно вести и содержание магистралей, не жалея средств. И, конечно, не могу не сказать о нашей общей культуре. С 2006 года на дорогах области было установлено около 60 павильонов легкого типа. От половины из них остались, извините за выражение, рожки да ножки. Поэтому мы вынуждены сейчас изготавливать менее эстетичные, но более надежные бетонные павильоны и сами бороться с вандалами. А в цивилизованных странах местным дорожникам в этом активно помогают полиция и другие ведомства.

Фото: Анатолий БЕЛОУС

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter