Лучшие друзья взрослых — дети…

Искренность – главный секрет педагога Светланы Мельниковой

Искренность – главный секрет педагога Светланы Мельниковой

Такая у них в буквальном смысле химия отношений. Когда педагог — это в первую очередь наставник по жизни и друг, а ученик — тот, от кого и сам учитель всегда получит искренний и не по возрасту мудрый совет. Кому из них повезло больше — ученикам с таким учителем или педагогу с детьми, — лучше скажет факт из профессиональной биографии Светланы Мельниковой (на снимке).

...Педсовет. Среди прочего руководство учреждения образования предлагает обсудить поведение одного из школьников. Как быть, ведь вчера он опять сорвал несколько уроков, а на остальные не явился совсем? У каждого педагога накопилось свое «досье» из обид на нарушителя школьной дисциплины. Лишь Светлана Геннадьевна молчит в недоумении. Затем встает и произносит неожиданную для всех фразу: «У меня нет проблем с этим учеником, даже наоборот, иногда он самый ответственный мой помощник на уроке».

Не столько профессионализм, сколько доброе сердце и чуткая, деликатная душа всегда подсказывали Светлане Мельниковой, учителю химии Минского государственного областного лицея, что от уважения педагогом внутреннего мира ребенка зависит в учебном процессе если не все, то очень многое. Это выведенное когда-то простое правило с годами стало для Светланы Геннадьевны чем-то вроде профессионального девиза. Того же она требует и от детей: в любых жизненных обстоятельствах, на пике успеха или в досадном поражении, всегда оставаться достойными людьми, быть надежными и внимательными друзьями. Потому, наверное, так хорошо в детях «прорастают» и «семена» успешности и активности в учебе, общественной жизни, что сеет их педагог в столь благодатную нравственную «почву».

Светлана Мельникова не возводит это в ранг личных побед и заслуг да и не назовет это своей главной педагогической целью, но не скрывает: приятно, конечно, что имена лицеистов уже не раз звучали на всю страну. На республиканских научно-практических конференциях и олимпиадах школьников именно у воспитанников Светланы Геннадьевны порой самые перспективные и трудоемкие исследования, яркие убедительные победы. Получив в лицее достойный интеллектуальный багаж, легко стали студентами БГМУ Сергей Янгибаев и Инна Волошук. Их лицейские разработки по проблеме ионных жидкостей — новое, перспективное, но пока находящееся в Беларуси в зачаточном состоянии направление — были включены в научное издание БГПУ имени М. Танка. После этого лицеистов даже приглашали в студенческие группы, где ребята представляли «старшим по званию» собственные теоретические выводы по названной проблеме. Александра Собчук, будущий медик, во время учебы в лицее взялась за не менее сложный проект «Доказательство качества мыла путем высева бифидобактерий», за работу над которым получила на республиканской научно-практической конференции диплом первой степени. Сейчас научную линию продолжают старшеклассники Денис Кулемин и Артем Федоркевич, изучая направление глубоких эвтектиков. Оба они, к слову, еще и победители республиканской олимпиады по химии, у Дениса — абсолютное первое место. В эти дни ребята участвуют в Менделеевской олимпиаде. Сейчас белорусская сборная, в состав которой вошли всего шестеро школьников, находится в Баку. Не за горами и международная олимпиада по химии в Токио — вершина интеллектуального «айсберга» для всех увлеченных предметом школьников мира. Покорить ее для лицеистов дело чести.

То, что, взрослея, ученики Светланы Мельниковой уже достигают серьезных побед, а ведь за этим стоят не только знания, умение аналитически мыслить, но еще неимоверная сила воли, здоровое недовольство собой, словом, те качества, которые и формируют успешную во всех отношениях личность, педагог объясняет просто: всему «виной» правильная мотивация ребят. В этом плане учителям химии повезло, наверное, больше, чем другим педагогам-предметникам. Современное оборудование, возможность выполнять опыты со спецэффектами — то, что всегда притягивает ребят. Материальная база лицея позволяет юным химикам создавать во время лабораторных и практических занятий и мини-синтезы. Педагог не ограничивает ребят даже в небезопасных экспериментах, доверяет им, но лишь при условии ее личного наблюдения за процессом. Рука лицеиста теперь не дрогнет, взрывая в воде магний — весьма ответственный опыт, или сжигая фосфор в кислороде. Ребята не прочь и сами пофантазировать. Один из ее лицеистов Саша Горбачев, а нынче студент химфака БГУ, принес как-то на урок много металлических иголок и предложил соединить их и сжечь в кислороде. Получилось настоящее шоу бенгальского огня. Случались и неожиданные последствия экспериментов. Тот же Саша Горбачев, выполняя как-то опыт с глюкозой, получил необычный осадок. Чтобы разобраться в причинах, три часа не выходил из лаборатории, рассматривая содержимое пробирки в электронный микроскоп, затем выпарил смесь, но, так и не найдя ответа на мучивший вопрос, решил вновь повторить эксперимент. И снова реакция, как говорится, не по учебнику: не тот осадок — неожиданно красивые волокна. Что это — химическая аномалия или, как шутит педагог, следствие плохо вымытой пробирки, а может, влияние биополя старшеклассника — выяснить так и не удалось. Ясно лишь одно: и в точных, и в естественных науках по сей день остается много неразгаданного и даже малопонятного. Возможно, объяснить какие-то из существующих тайн в будущем смогут именно ученики Светланы Мельниковой.

— Все это не главное. Я всегда повторяю ребятам: «Не нужно «звездить» и задирать нос! Запомните, чем выше вы поднимаетесь, тем большая на вас ложится ответственность. Самое главное — оставаться человеком в любой ситуации...» Важно и учителю быть искренним с детьми. Говорят: вышел за порог школы, оставь все мысли о работе. Но это не та профессия, где такое возможно. Если у кого-то из моих учеников сегодня не было настроения, то и у меня на душе будет неспокойно, пока не выясню, в чем дело. Конечно, я рада за достижения ребят, благодарю Бога за таких учеников, — Светлана Геннадьевна, отдавшая педагогике двадцать лет, наверное, никогда не примет сердцем, что ученик — это «объект образования», ведь для нее он в первую очередь личность, человек со своим удивительным, неповторимым внутренним миром.

Создается впечатление, что от собственного неравнодушия к любым детским тревогам Светлана Мельникова не то что пыталась избавиться, а, наоборот, даже культивировала его в себе. А потому, узнав о болезни или плохом самочувствии ученика, она непременно мчится к нему, даже в ущерб своему дефицитному свободному времени. Почти что долгом считает и суету у плиты, догадываясь, что рацион ее воспитанников, оставшихся на каникулах в общежитии лицея для того, чтобы позаниматься по предмету дополнительно, конечно, оставляет желать лучшего. За все это, а больше, наверное, за то доверительное близкое общение, которое складывается у педагога с детьми, ее юные любознательные друзья просто так или, уловив хотя бы нотку грусти в ее голосе, могут и сами неожиданно навестить педагога с букетом красивых ароматных роз...

С опытом значительно обогатились педагогические приемы Светланы Мельниковой, но ведь и тогда, 20 лет назад, начиналось все не с простых планов урока, а настоящих стихотворных представлений. Ей запросто давались рифмы с названиями химических элементов, да и сейчас напомнить ученикам о формуле воды она может в такой вот, например, необычной форме «Сапоги мои «того» — пропускают Н2О». Ребята могли прийти в класс и увидеть под потолком десятки разноцветных шаров — такая образность во время работы в школе помогала педагогу рассказать детям о водороде, а им — лучше понять свойства самого распространенного химического элемента... Светлана Мельникова не может иначе — проще, менее эмоционально. Ведь дети, убеждена она, — это самые лучшие, надежные и верные друзья взрослых.      

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter