«Лучшего подарка не придумать»

Маэстро Владимир Перлин — о помогающих учителях, знаменитых учениках и физиогномике..

Сегодня на Международном фестивале Юрия Башмета 25-летие отметит концертный оркестр Республиканского музыкального колледжа  при Белорусской государственной академии музыки под управлением выдающегося педагога-виолончелиста, заслуженного артиста Беларуси Владимира Перлина — знаменитый коллектив, чьи выступления с триумфом проходили в Германии, Франции, Бельгии, Голландии, Польше, Англии, России, Италии.

В этот день на сцену Белгосфилармонии вместе с маэстро выйдут и его ученики — совсем юные и те, кого уже по праву называют музыкантами мирового уровня. Из разных стран они приедут в Минск, чтобы поздравить своего педагога и сыграть с оркестром, в котором сами когда-то начинали.

Накануне юбилейного концерта «Р» заглянула к профессору Перлину в его знаменитый класс № 56 в музыкальном колледже на площади Свободы.

— Владимир Павлович, в этом классе вы уже…

— …Как педагог с 1971 года, а вообще — с 1949-го, с тех пор, когда еще мальчишкой здесь занимался. В честь моего деда, основателя этого колледжа, он погиб в гетто, моя мама меня сюда и определила. Так что попал я сюда не случайно, хотя не очень-то хотел здесь учиться. Как все дети войны, мечтал о профессии героической — военного летчика или танкиста. Но так сложилось — попал и задержался.

Правда, несколько раз пытался все бросить. Но благодаря моей маме остался, она удержала, верила, наверное, что встречу помогающего учителя. Ведь есть три вида  учителей: мешающие, их больше всего, не мешающие, которые ничего не дают, но и ученика не губят, и помогающие. Вот когда встретишь на своем пути такого учителя, тогда что-то может произойти. И я встретил профессора Стогорского. Александр Павлович понимал, что мне нужно просто помочь — разбудить и направить.

— А какая ваша методика, ведь в ученики к вам приходят совсем малыши, лет в пять-шесть?

— Знаете, слово «методика» я не люблю. По-моему, самое главное — сохранить у ребят чувство бескорыстной любви к музыке, к профессии, передать им ту любовь, которую сам к ним испытываешь. Ну и, конечно, не дрессировать, а направлять, иногда подсказывать. Делать так, как ты хотел бы, чтобы тебя учили в детстве, — вот этот принцип пытаюсь воплотить. У нас в классе ребятам не бывает скучно. Они рисуют, слушают музыку, читают стихи. Я не жду, пока мама или папа научат их петь народную песню или расскажут, кто такой Шаляпин. С портретов на нас смотрят великие Бах и Боккерини. Мы пьем чай и кофе, угощаемся пирогами. У меня все в работе: и шашки, и шахматы, и альбомы со старыми фотографиями. Есть даже патефон, который когда-то моему деду подарили, с набором пластинок 1929 года. Ребята знают: здесь их дом. Это очень важно — атмосфера класса, живое общение. Ведь бывает, что ребенок закрепощен и не может сразу раскрыть все, что там в нем дремлет. Зато когда открывается этот дар божий — они такое воспроизводят! Вот недавно у меня так один мальчик «проснулся». Я уже готовил его в другую профессию, думал, пусть будет, как и папа, врачом. А сейчас он лидер в классе, у него звук стал потрясающий. Я не знаю, как он его достает, — это тайна от Бога, этому невозможно научить.

— А как вы выбираете себе учеников?

— Я физиогномист. Вижу лицо и чувствую, будет толк или нет. У меня интересный случай был с Володей Синькевичем, внучатым племянником Владимира Короткевича. Я его приметил сразу, но не взял к себе в класс, физически не мог, у меня уже занимались четверо малышей, подумал, пусть годик подождет. Через год забрал, но сразу ничего не получалось ни у него, ни у меня. Родители решили: хватит слез и мучений и в восемь лет хотели забрать Володю из колледжа, как им казалось, нет никаких данных. Но я-то чувствовал, какой это мальчишка. Говорю, если вы его заберете, я с этой раной буду жить до конца своих дней. Оставили. И вот в 9 лет у него получилось. Сегодня Володя в Германии, первый солист-концерт­мейстер Мюнхенского симфонического  оркестра радио. Прошлой осенью, кстати, выиграл конкурс в Сеуле, где ни один славянин никогда не побеждал. А какое у него педагогическое дарование! Недавно SMS мне прислал, с Днем учителя поздравил, пишет, благодарен судьбе, что мы с ним встретились. Для меня эти слова дороже любых наград.

— Расскажите о других своих знаменитых учениках.

— Алексей  Киселев сейчас солист и концертмейстер Королевского филармонического оркестра Шотландии, профессор. Кирилл Злотников — виолончелист всемирно известного «Иерусалим-квартета» в Израиле. Андрюша Поскребко — правая рука маэстро Башмета, концертмейстер камерного ансамбля «Солисты Москвы». Ваня Каризна — лауреат Международного конкурса имени П.И. Чайковского, учится в Парижской консерватории. Александр Багринцев сейчас работает в Германии, когда-то первым в республике выиграл Гран-при на международном конкурсе. Илья Лапарев, Саша Хромушин… Все они необыкновенные музыканты, востребованные, играют в лучших залах, в знаменитых оркестрах. Они разбросаны по всему свету, но мы по-прежнему друзья. Я часто езжу к ним, даю мастер-классы. Бывая здесь, они приходят в наш класс, встречаются с моими нынешними учениками.

— В юбилейном концерте обещано много сюрпризов. Приоткройте завесу тайны.

— На знаменитом фестивале «Музыка Мунди» в Бельгии, где мы выступали с оркестром, я познакомился с Даниэлем Лозаковичем из Стокгольма. Ему 12, на скрипке играет гениально, его по всему миру мечтают видеть и слышать — это чудо. Узнаю: папа — из Бобруйска, мама — из Киргизии, а я сам родился во Фрунзе, словом, почти земляки. Говорит мне: «Маэстро, я хочу сыграть с вашим оркестром Пятый концерт Моцарта, если это возможно». Он приехал и сыграет. А дирижером я сделал нашего знаменитого скрипача Артема Шишкова, лауреата Международного конкурса имени Королевы Елизаветы. Это один сюрприз. Приедут удивительно талантливый 14-летний пианист из Санкт-Петербурга Арсений Мун и гениальный 13-летний саксофонист Матвей Шерлинг из Москвы. Сыграет один из лучших контрабасистов мира Станислав Анищенко, он был виолончелистом, пять лет я его уговаривал перейти на контрабас. Сейчас он первый солист-концертмейстер Кёльнского филармонического оркестра. Приедут многие, кто здесь начинал. Я думаю, лучшего подарка для моих детей из оркестра не придумаешь. Хочу, чтобы на сегодняшнем концерте ребята почувствовали, как они могут играть, каким талантом их Бог наделил.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
3.13
Загрузка...
Новости