
7 ноября 1919 года в Гомеле открылся Художественно-исторический музей. Основой для нового центра рабоче-крестьянской культуры послужили бывшие княжеские владения Паскевичей — национализированный дворец на высоком берегу Сожа, утопающий в зелени роскошного парка, вместе со всем своим убранством, мебелью и замечательной коллекцией художественных и исторических раритетов, собранных прежними владельцами.
На месте, где вырос дворец Румянцевых — Паскевичей, ранее стоял деревянный замок, принадлежавший канцлеру ВКЛ Михаилу Чарторыйскому.

(нач. ХХ в.).
Одним из главных строений Гомеля стала соборная церковь во имя святых Петра и Павла, снаружи украшенная четырьмя портиками с дорическими колоннами. Возвел ее сын фельдмаршала Петра Румянцева, канцлер Николай Румянцев, около 1819 года. Позже подле собора поднялась замечательная часовня — усыпальница князей Паскевичей. Всех поражала искусная декоративная отделка храма из цветной керамики, выполненная местными мастерами. Усыпальницу построил также сын, но уже Ивана Паскевича. В 1889 году Федор Иванович Паскевич перезахоронил здесь останки своих родителей, а в 1903-м нашел упокоение и сам. Федор Паскевич вместе с женой Ириной Ивановной участвовали практически во всех крупных благотворительных проектах Гомеля и его окрестностей.




Деньги тратились и на формирование уникальных коллекций и собраний, описи которых публиковались в специальных журналах и каталогах. Только посмотрите на гигантскую вазу на снимке! Она, должно быть, из уникальной коллекции ваз, подаренных князю Ивану Паскевичу императором Николаем I и прусским королем Фридрихом-Вильгельмом IV. Упоминалось в свое время и о том, что неподалеку, на правом берегу Сожа, в русле реки «находят массу костей ископаемых животных, составивших целый музей у князя Паскевича и у многих местных любителей». Археолог, исследователь литовских и белорусских древностей Адам Киркор писал в 1882 году в третьем томе издания «Живописная Россия»: «Разные трофеи двух фельдмаршалов, собрание редких достопримечательностей, дорогие подарки царствующих лиц, богатое собрание разных предметов изящных искусств делают Гомельский замок настоящим историко-археологическим музеем». А советский нарком просвещения А.Луначарский просил товарищей из Гомельского Совета «сделать все зависящее, чтобы художественные ценности, которые находятся теперь под вашим опекунством, сохранились безо всякого для них вреда». Товарищи и сами понимали: дворец представляет собой «общегосударственную ценность вместе со всем содержимым, требует особых работ со стороны государства, и должны быть отпущены средства на его охрану и содержание». К сожалению, дворцу не удалось избежать революционных катаклизмов, многие ценности оказались утрачены. Тем не менее, несмотря ни на что, он выстоял, не сгинул в разрушениях. Поэтому сегодня, как и сто лет назад, по праву считается лучшим украшением Гомеля.

Последняя владелица гомельского дворца — благотворительница и меценат, хозяйка литературного салона и переводчица жена Федора Паскевича княгиня Ирина Паскевич. Добрая память о ней сохраняется по сей день.ИСТОРИЧЕСКАЯ ВИЗИТКА
Князь Иван Федорович Паскевич (1782 — 1856) — один из наиболее титулованных и обласканных самими императорами вельмож в Российской империи. Человек военный, генерал-фельдмаршал. Участвовал во множестве сражений, в том числе в русско-турецких войнах, войне 1812 года с Наполеоном, во взятии Парижа в 1814 году. Его отец — помещик Полтавской губернии, мать владела в Могилевской губернии родовым имением — селом Щеглицы. Жена князя состояла в родстве с А.Грибоедовым, В.Одоевским, А.Пушкиным.
likchodedov@mail.ru
ulitenok@sb.by
Иллюстрации из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.