О нестандартных учебных подходах

Лучшее из школьной программы

Из школьной программы в памяти лучше всего оседает то, о чем рассказывали не по учебнику. Где–то учитель пошутил, где–то позволил проявить чуть больше творческого подхода, а где–то предложил такой сценарий урока, что 45 минут пролетели как одно мгновение. Наверное, поэтому, когда говорят о профессии педагога, все чаще делают акцент на креативе. Но парадокс: любые нестандартные идеи воспринимаются настороженно. Учебный план — и ни шагу в сторону. Вот и получаем ситуацию, когда педагоги на свой страх и риск делают нестандартные задумки частью вполне себе обычного урока.

Моим любимым предметом в школьном расписании была история. Вернее, тогда речь шла о нескольких часах в неделю истории Беларуси и всемирной истории. Вел их директор школы Олег Казимирович, человек невероятной эрудиции и чувства юмора. А еще он отличался тем, что не пользовался учебниками и от нас не требовал, — только интересная информация под запись. До сих пор в шкафу аккуратно хранятся эти конспекты. Впрочем, вообще замечаю: именно учителя истории действительно позволяют себе экспериментировать. Помните, как все восхищались яркими подходами учителя года из Молодечно Виктора Жука? То в доспехи нарядится, то артефакты с раскопок принесет. А чего стоят рассказы о столичном педагоге Федоре Родионове, игровые уроки которого уж точно не забудут выпускники минского лицея № 2! Не зря один опытный преподаватель как–то выдвинул любопытную мысль: когда ребенок говорит, что не любит химию или физику, он имеет в виду вовсе не школьный предмет, а именно педагога, который ведет этот урок...

Но стоит ли ждать такого креатива от математика, химика или информатика? С одной стороны, большинство учителей уверены: увлечение игрой и прочими не характерными для классической школы «фишками» — дело само по себе неплохое. Правда, чаще всего оно применимо для начальной школы. А что касается старших классов, то креативу мешает восприятие процесса учебы в обществе, мол, все должно быть серьезно, академично и с максимальным потоком информации. Родители школяров ведь первыми выскажут недовольство, не обнаружив в дневнике заданных на дом задачек, параграфов и прочих обязательных составляющих домашнего задания. Но с другой стороны, учителя и рады бы «играть не по правилам», вот только творчество тормозит груда бумаг, разговоры о которых уже оскомину набили, а воз–то и ныне там. Любой нестандартный урок требует больше времени на подготовку, а как раз этого львиной доле учителей и не хватает.

Недавно в БГПУ имени М.Танка мне повезло заглянуть на мастер–класс Михаила Казиника — опытного российского учителя и создателя «Школы будущего». Новый подход в его системе обучения — так называемые комплексно–волновые уроки, основанные на любви к музыке. Педагог так с ходу и заявляет: дескать, это питание мозга, поэтому в моей школе ни один урок без нее не обходится. Так что, мол, дорогие мамы и папы, если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал шаг к Нобелевской премии, то начинать нужно не с химии или физики, а с музыкального образования. Именно за счет этого вида искусства, утверждает новатор, у школяров лучше развивается ассоциативное мышление, а запоминаемость материала — стопроцентная. И пока наши педагоги с грустью отмечали, что идея, конечно, хорошая, но попробуй уложи ее в рамки учебного плана, Казиник порхал от микрофона к роялю, наигрывая то Бетховена, то Моцарта в перерывах между рассказами о Пушкине и Шекспире.

Здесь, кстати, действительно есть повод задуматься. Получается ведь как? Сейчас все говорят о новой школе. Но что мы подразумеваем под старой? Как ни крути, а выходит, что ту, которая достигла своей кульминации в 1950 — 1960–х и сформировала клиповое мышление у детей. Проще говоря, когда первым уроком идет география, вторым — история, а их темы никак не связаны между собой, но с одинаковым успехом забываются во время третьего учебного часа — физкультуры... А маэстро Казиник выступает за полную взаимосвязь. Проект «Школа будущего», к слову, уже успешно прошел испытания в Нижегородской области, над ним активно работают в Липецке и Челябинске. А в Болгарии и Литве «Школу будущего» одобрили на уровне министерств образования! И знаете, в чем главное достижение новации? Учителя и ученики ходят в школу с удовольствием.

В системе образования, увы, если авторские школы и есть, то себя особо не афишируют и уж тем более не рекламируют. Вот и получаем на выходе уставших от однотипной работы учителей и заскучавших от монотонной информации учеников. Может, поэтому в итоге все выливается в горячие дебаты о школьных перегрузках, некачественном образовании и бесполезности полученных знаний?

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 187 (24817). Среда, 30 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter