Как повысить эффективность молочного животноводства?

Лучше меньше, но... больше

Солигорский и Крупский районы увеличивают надои молока от коровы. Кто и как считает при этом экономику?

Все районы Минской области в этом году увеличили надои молока от коровы, однако прибавка достигнута по-разному. И так же неодинаково отразилась на эффективности производства. Если одни наращивают прибыль, то другие стремятся уменьшить убытки. В обоих случаях это приводит к росту доходов животноводов и всех работников хозяйств, поскольку молоко — самый денежный товар. Наиболее отчетливо такие тенденции проявляются на примерах Солигорского и Крупского районов.

Зоотехник-селекционер ОАО «Большевик-АГРО» Солигорского района Ольга Селиберова.

За восемь месяцев валовое производство молока в Солигорском районе выросло на 7 процентов. Средний удой от коровы — 3626 килограммов, плюс 163 к соответствующему уровню предыдущего года. Продано на 5 тысяч тонн больше. Дополнительно на счета хозяйств поступило 3,5 миллиона рублей. За счет каких факторов удалось заработать столько денег?

— Помогло совершенствование технологии и достаточное количество заготовленных в прошлом году кормов — 30 кормовых единиц травяных кормов на условную голову КРС, плюс четыре к предыдущему сезону, — пояснила заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Солигорского райисполкома Светлана Ткачик.

Наибольший прогресс у ОАО «Красно­дворцы», где за восемь месяцев на корову добавили почти тонну, а по итогам года могут выйти на 9 тысяч килограммов. Чем не повод для гордости?

По словам Светланы Ткачик, секрет успеха хозяйства прост. Животным выдают только кормосмеси, обязательно в одно и то же время, не допуская резкого колебания их состава. Для каждой группы коров в зависимости от периода лактации применяются специальные комбикорма.

Директор ОАО «Краснодворцы» Дмитрий Засимович добавляет, но уже из сферы экономики:

— С прошлого года стали сами изготавливать комбикорма, что удешевило их стоимость на 40 процентов и существенно уменьшило себестоимость молока. В 2019-м его рентабельность была 36 процентов, сейчас — на два выше. Естественно, это ощутили на себе и работники. У лучших доярок заработная плата доходит до 1800 рублей в месяц — на 300 больше, чем год назад.

Ежедневно на 5 тонн больше прошлогоднего продает ОАО «Большевик-Агро». Нетрудно подсчитать, за месяц это 100 тысяч дополнительных рублей на счету. Деньги идут на развитие и увеличение заработной платы. Доярки на современных комплексах зарабатывают 1100 рублей. Осталась только одна ферма с привязным содержанием и доением в молокопровод, где зарплата 900 рублей.

— Это не устраивает не только животноводов, но и руководство, — утверждает директор Валерий Шамрук. — Там получают примерно на 20 процентов молока от коровы меньше, чем на МТК с доильными залами. На полтысячи коров 12 доярок — в два раза больше, чем на тысячнике.

Для решения проблемы запланировали построить еще один молочно-товарный комплекс на тысячу коров. Идет проектирование, в конце 2020-го начнется возведение, а через год пуск первой очереди — помещения на 500 голов и доильного зала. Где взять деньги?

Выход нашли. Молочному комбинату выделяется бюджетная ссуда, за счет которой и возведут комплекс. Хозяйство будет рассчитываться с переработчиками произведенной продукцией. Выгода в том, что не надо платить проценты, неизменно появляющиеся при обращении за кредитом в банк. Даже если они и льготные, за годы, которые понадобятся для расчетов, вырастает большая сумма.

В Солигорском районе, как и повсеместно, продолжается заготовка кормов. На каждую голову КРС уже почти на центнер кормовых единиц травяных кормов больше, чем год назад. Хорошие виды на кукурузный силос. Колосовых собрали на 10 процентов больше прошлогоднего. Значит, есть все предпосылки для дальнейшего роста надоев и увеличения зарплат. За прошлый год от коровы надоили 5138 килограммов, в 2020-м приблизятся к 5500. Район по этому показателю на 45-м месте.

Крупский район за прошлый год на 91-м месте в турнирной таблице. На корову 3388 килограммов молока (в полтора раза меньше, чем в среднем по отрасли) — минус 75 к 2018-му. Валовое производство уменьшилось на 5,7 процента. При этом в последние годы кормов всегда хватало, даже продавали. Почему же так: фуража достаточно, а надои падают?

— Когда проанализировали ситуацию, — поясняет специалист сектора животноводства райсельхозпрода Александр Свирский,  оказалось, что в хозяйствах немало низкопродуктивных коров с ежедневным надоем 5 килограммов молока и меньше. Как будто это козы. Зачем их держали? Поскольку ремонтного молодняка не хватает, то лишь ради получения приплода. Но в начале этого года пришли к выводу: дальше держать их экономически нецелесообразно из-за огромных убытков при таких надоях. Надо избавляться.

Решили продавать, а взамен покупать коров с продуктивностью в среднем 15 килограммов в день у хозяйств других районов, которых такой показатель не устраивал. Но первая проблема в том, что обмен один к одному часто невозможен. В лучшем случае 3 к 2, а то и 4 к 2. Пробовали также закупать нетелей, но они значительно дороже коров. Вторая проблема: порой вырученные от продажи низкопродуктивных коров деньги шли не только на покупку лучших животных. Ими, как говорят, затыкали дыры: выплачивали зарплату, покупали запчасти и топливо, мелкое оборудование для ферм. Это одна из причин того, почему не удалось сохранить валовое производство молока при сокращении поголовья. Молочная река хоть и немного, но все же обмелела при небольшом росте надоев в среднем от коровы.

Александр Свирский:

— При разработке программы развития на 2020 год планировали: уменьшается поголовье, но за счет роста продуктивности валовое производство останется на прежнем уровне. Не все получилось так, как хотелось. Часть денег от продажи коров с низкими надоями пошла не на покупку лучших животных, а на другие цели, о чем говорилось выше. Сказались также нехватка специалистов, недостаточный уровень производственной и технологической дисциплины и ряд других факторов. Отсюда и весьма пестрая картина по хозяйствам. Одни существенно прибавили надои, другие снизили. Кроме того, одна часть хозяйств уменьшила поголовье существенно, другая — чуть-чуть. Значит, остаются еще низкопродуктивные коровы, тянущие показатели вниз.

И все же положительный эффект от того, что распрощались с 1300 «козами», есть. При уменьшении дойного поголовья за восемь месяцев на 15,2 процента производство молока упало только на 5. Но главное, значительно уменьшились убытки.

В ОАО «Кленовичи» дойных коров стало на четверть меньше, а вал молока снизился в июле лишь на 2,4 процента.

— В первом квартале ежемесячно получали полмиллиона рублей убытков, — констатирует директор Илья Змачинский, который в должности два месяца. — Во втором — 330 тысяч, в июле — 180 тысяч, августе — всего 63 тысячи, сентябре ожидается ноль, в октябре — прибыль. Молоко уже ее приносит. При себестоимости 550 рублей за тонну продаем в среднем по 705. А ведь еще в апреле первый показатель был 930. Как это отразилось на доходах? Средняя зарплата за май чуть больше 600 рублей, за июль — 720.

В начале года в ОАО «Крупский райагросервис» было 1067 коров, сейчас — 900.

Главный экономист Валентина Галыня:

— За семь месяцев прошлого года убыток от реализации молока — 387 тысяч руб­лей, за такой же период 2020-го — всего 70 тысяч. Положение улучшилось не только за счет изъятия из стад низкопродуктивных коров, но и за счет увеличения продаж молока сорта экстра. В итоге средняя цена реализации выросла с 564 рублей за тонну до 664. В 2019-м рентабельность — минус 28 процентов, в этом году — минус 6. Это сказалось на зарплате: в январе доярка получала в среднем 435 рублей, в июле — 603.

Да, относительный прогресс в молочной отрасли Крупского района есть. Но до настоящего успеха еще далеко. Надо, как говорится, пахать и пахать. Больше производить и улучшать качество. Тогда себестоимость упадет, цена продажи вырастет. Когда второй показатель обгонит первый, пойдет прибыль.

Хорошо и то, что в районе сделали смелый шаг по наведению порядка в животноводстве. Ведь как порой бывало. Доят мало. Объясняют: виноваты низкопродуктивные коровы, которых слишком много на фермах. (Не будем здесь рассматривать причину.) Но сверху не разрешают уменьшать поголовье. Кто и почему — не уточняют. А вот взяли и спровадили с ферм этих «коз». И никаких выговоров сверху. Глядишь, еще похвалят за уменьшение убытков. Вывод? Необходимы строго просчитанные экономические шаги, к тому же достаточно смелые и решительные. Все остальное — лишь ширма для оправдания бездеятельности или, хуже того, бесхозяйственности. Ведь сельское хозяйство у нас уже давно бизнес, в котором главное — эффективность, прибыль и размер банковского счета. Это пора понять всем, а не держаться за формальные показатели. Несомненно, численность дойных коров — важный параметр. И рост его — дело хорошее, но только в связке с эффективностью производства и продаж молока.

КОММЕНТАРИЙ

Светлана Саракач, главный специалист управления животноводства комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома:

— За 8 месяцев в сельхозорганизациях Минской области произведено миллион 301 тысяча тонн молока — 109,4 процента к соответствующему периоду прошлого года. В среднем от коровы получено 3889 килограммов — плюс 309 к январю — августу 2019 года. На 1 сентября в регионе было 331,4 тысячи молочных коров — на  тысячу меньше, чем на эту дату год назад.

Как видим, от меньшего количества животных надоено больше молока. Это значит, что избавление от низкопродуктивных коров приносит свои плоды. Вместе с тем задача сохранения и увеличения поголовья не отменяется, однако его не следует удерживать любой ценой. На первом месте должна быть эффективность производства.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter