Йога обман?

Лучше Чехов, чем йога

Достигнув первых ступенек материального благосостояния, обыватель задумывается о духе...

"В здоровом теле здоровый дух - на самом деле одно из двух",  - предупреждал поэт Иртеньев, но кто же сегодня слушает поэтов? Все убеждены, что путь к душевному здоровью лежит через желудок, легкие, печень - словом, через телесное благоденствие. И там, и тут занимаются духовными практиками - и все эти духовные практики имеют сугубо телесную природу, потому что никакого другого способа выколачивать деньги из доверчивого обывателя человечество не изобрело.


Достигнув первых ступенек материального благосостояния, обыватель задумывается о духе. Но он никак не увязывает дух с количеством прочитанных книжек или облагодетельствованных детей: для него забота о собственном продвижении к гармонии - нечто вроде диеты или гимнастики. Все духовные практики, в изобилии предлагаемые шарлатанами (а иногда и не простыми шарлатанами, а дипломированными), все бесчисленные версии йоги, не имеющие с йогой ничего общего, и школы медитаций, где учат чему угодно, кроме медитации, - сводятся к тому, чтобы правильно питаться, принимать конкретные позы и соответствующим образом дышать. Эти практики регулируют виды секса, порции кекса и даже громкость произносимого попутно крекс­фекс­пекса, но никоим образом не способствуют ясности мысли или гармонии в душе. Просто потому, что душа зависит от тела, и очень сильно, - но обратная зависимость куда значительнее; попытки натренировать душу беспрерывным изощренным насилием над телом так же смешны, как лечение простуженного путем намазывания йодом его кровати. Набоков сравнивал отношения души и тела с вечным спором коня и всадника, но "всадник не отвечает за дрожь коня".


Почему просвещенные массы так охотно принимаются за духовные практики, понять несложно: по этой же причине американские подростки расстреливают сверстников, когда им отказывает любимая девушка. Надо же что­то делать! Надо же как­то менять внешний мир, когда нам не подчиняется внутренний! Мы испытываем депрессию, не видим смысла жизни, никого не любим - "это мы съели чего­нибудь!". Простая мысль, что диета может истощить мозг, но неспособна вложить в него свежую мысль, - не приходит в голову духовному практиканту. Он искренне убежден, что если в результате долгого стояния на одной ноге ему явится демон или ангел - эти сущности имеют хоть какое­то отношение к духу. На самом деле именно организм, уделяющий слишком много внимания собственному функционированию, становится любимой добычей бесов - они­то и подсовывают ему разнообразные глюки, пользуясь изможденностью пациента.


А духовные практики - без кавычек - существуют на самом деле, но они так просты и хорошо известны, что для их осуществления не нужен платный инструктор. Можно послушать Баха или фортепианные сонаты Бетховена. Можно почитать Евангелие или Толстого, а то и вместе - одно другому не мешает. Еще Чехов бывает ничего, или Честертон, или Стругацкие. А если вам уж никак не обойтись при этом без диеты - попробуйте не жрать на ночь, меньше будет сниться всякая ерунда.


Дмитрий Боков.

 

Советская Белоруссия №116 (24253). Среда, 26 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter