"В здоровом теле здоровый дух - на самом деле одно из двух", - предупреждал поэт Иртеньев, но кто же сегодня слушает поэтов? Все убеждены, что путь к душевному здоровью лежит через желудок, легкие, печень - словом, через телесное благоденствие. И там, и тут занимаются духовными практиками - и все эти духовные практики имеют сугубо телесную природу, потому что никакого другого способа выколачивать деньги из доверчивого обывателя человечество не изобрело.
Достигнув первых ступенек материального благосостояния, обыватель задумывается о духе. Но он никак не увязывает дух с количеством прочитанных книжек или облагодетельствованных детей: для него забота о собственном продвижении к гармонии - нечто вроде диеты или гимнастики. Все духовные практики, в изобилии предлагаемые шарлатанами (а иногда и не простыми шарлатанами, а дипломированными), все бесчисленные версии йоги, не имеющие с йогой ничего общего, и школы медитаций, где учат чему угодно, кроме медитации, - сводятся к тому, чтобы правильно питаться, принимать конкретные позы и соответствующим образом дышать. Эти практики регулируют виды секса, порции кекса и даже громкость произносимого попутно крексфекспекса, но никоим образом не способствуют ясности мысли или гармонии в душе. Просто потому, что душа зависит от тела, и очень сильно, - но обратная зависимость куда значительнее; попытки натренировать душу беспрерывным изощренным насилием над телом так же смешны, как лечение простуженного путем намазывания йодом его кровати. Набоков сравнивал отношения души и тела с вечным спором коня и всадника, но "всадник не отвечает за дрожь коня".
Почему просвещенные массы так охотно принимаются за духовные практики, понять несложно: по этой же причине американские подростки расстреливают сверстников, когда им отказывает любимая девушка. Надо же чтото делать! Надо же както менять внешний мир, когда нам не подчиняется внутренний! Мы испытываем депрессию, не видим смысла жизни, никого не любим - "это мы съели чегонибудь!". Простая мысль, что диета может истощить мозг, но неспособна вложить в него свежую мысль, - не приходит в голову духовному практиканту. Он искренне убежден, что если в результате долгого стояния на одной ноге ему явится демон или ангел - эти сущности имеют хоть какоето отношение к духу. На самом деле именно организм, уделяющий слишком много внимания собственному функционированию, становится любимой добычей бесов - онито и подсовывают ему разнообразные глюки, пользуясь изможденностью пациента.
А духовные практики - без кавычек - существуют на самом деле, но они так просты и хорошо известны, что для их осуществления не нужен платный инструктор. Можно послушать Баха или фортепианные сонаты Бетховена. Можно почитать Евангелие или Толстого, а то и вместе - одно другому не мешает. Еще Чехов бывает ничего, или Честертон, или Стругацкие. А если вам уж никак не обойтись при этом без диеты - попробуйте не жрать на ночь, меньше будет сниться всякая ерунда.
Дмитрий Боков.
Советская Белоруссия №116 (24253). Среда, 26 июня 2013 года.