Лучше быть сытым, чем модным

Что мы едим? Судя по результатам различных соцопросов, недовольных своим повседневным меню среди россиян и белорусов примерно поровну - около трети.
Что мы едим? Судя по результатам различных соцопросов, недовольных своим повседневным меню среди россиян и белорусов примерно поровну - около трети. И хотя, как свидетельствует статистика, доходы наших граждан растут немного быстрее, чем у соседей, в покупательной способности мы им пока уступаем. Скажем, говядины белорус может купить столько же, сколько и россиянин, а вот масла, молока, яиц, рыбы и сахара меньше. Впрочем, успокаивают аналитики, унывать не стоит: если Беларуси удастся выдержать сегодняшнюю социально ориентированную бюджетную политику - еще несколько лет и ситуация постепенно выровняется.

Претензии к повседневному рациону, понятное дело, у каждого свои. Одни жалуются на то, что приходится довольствоваться дешевыми и некачественными продуктами, другие сожалеют, что не могут позволить себе чего душа просит, третьи сетуют на однообразность меню. Гастрономические грезы в нашем климатическом поясе обычно сводятся к желанию чаще видеть на обеденном столе фрукты, мясо, рыбу, овощи и сладости. Меньше гурманы-идеалисты тоскуют по хлебу, молочным продуктам и макаронным изделиям. И как бы ни пытались мы экономить, все равно большая часть семейного бюджета уходит на питание. Кстати, россияне тратят на еду примерно столько же. Лучше быть сытым, чем, к примеру, модно одетым, - философия большинства. Зеркальным отражением этой истины является торговля, которая, похоже, нынче не в убытке.

По данным Министерства статистики и анализа Беларуси, съестного в минувшем году было продано на 4.896,2 миллиарда рублей - на 3,1 процента больше, чем в 2001-м. В сопоставимых ценах, разумеется. Причем в рейтинге продуктов, на которые возрос спрос, безусловные лидеры - рыба, майонезная продукция и растительное масло. Ненамного отстают от них консервы для детского питания, безалкогольные напитки, мясо и мясные изделия, крупа, мука и макароны. Прошлогодняя выручка от продажи этих продуктов, как говорят в торговле, по всем каналам реализации выше суммы, на которую удалось наторговать в 2001 году. А вот популярность остальных так называемых основных продовольственных товаров пошла на убыль. Доходы от продажи молочных продуктов упали на 2,4 процента, сыра - на 12,1, сахара - на 10,2, сливочного масла - на 10,1. Причем рыночная торговля развивается явно успешнее, чем магазинная. Большинство из перечисленных продуктов белорусы предпочитают приобретать на рынках, где и торговая наценка поменьше, и сервис получше.

Торговые предприятия, специализирующиеся на реализации спиртного и пива, тоже не внакладе - на 1.136,7 миллиарда рублей наторговали, что на 0,3 процента перекрывает выручку-2001. Да и шутка ли, удельный вес реализации алкогольных напитков и пива, утверждают специалисты, составляет почти шестую часть от всего розничного товарооборота. И что бы вы думали охотнее стали пить? Виноградные вина и коньяки. А чего пьем меньше, так это водки, ликеров, винных виноградных и плодовых напитков, а также шампанского и, как ни странно, пива.

Любопытно, что рекордсменами российского продовольственного рынка являются хлеб, водка и растительное масло. В почете у российского покупателя также "минералка" и питьевая вода. Явно уступают этим продуктам в популярности чай, мясные изделия, бакалейные товары, шоколад и конфеты. Похоже, "сладкой" жизнью ни белорусы, ни россияне не злоупотребляют, предпочитая умеренность.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter