Чему научились белорусские аграрии в Польше и Германии

Лучше больше, но меньшим числом

Какие принципы эффективного хозяйствования, которые уже применяются в Польше и Германии, внедрят у себя могилевские аграрии 

ПРИ минимуме специалистов получать максимальный результат – для многих хозяйств это данность. Взять, например, польскую ферму «Домбрувка», которая входит в состав агрохолдинга MROZ S.A. Содержится на ней 3 тысячи быков и 10 тысяч свиней, показатели – на зависть многим. А в обслуживающем персонале всего восемь человек, включая заведующего. В чем секрет успеха? Европейские стандарты в сельском хозяйстве изучили руководители и специалисты аграрных предприятий Могилевщины. В составе делегации – 35 человек. Во время семинара в Польше и Германии, который организовал Белорусский крестьянский совет, они рассмотрели вопросы подготовки кадров, использования в сельском хозяйстве альтернативной энергетики, содержания скота, улучшения показателей в растениеводстве, продажи продукции и многие другие.

Белорусская делегация.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ председателя  Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома Татьяна Морозова, которая возглавляла белорусскую делегацию, уверена: такие международные поездки важны для профессионального роста аграриев — они помогают получить новые знания. По мере возможности в области будут внедрены передовые европейские технологии, но только те, которые смогут доказать свою эффективность рублем, принести прибыль.

Что же из увиденного  отметили для  себя наши сельхозпроизводители?  Оптимизация количества работающих – тенденция, которая характерна и для Германии. В штате сельхозкооператива WORIN, например, тоже восемь человек. Специализируется предприятие на экопродукции, которую охотно покупают в Германии, Швейцарии, Австрии. И если средние размеры экологических хозяйств всего 30—50 гектаров, то  у WORINа — тысяча. Плюс к этому содержится здесь 150 коров. Хватает ли рабочих рук? Вполне. Специалисты тут многопрофильные. Заведующий мастерскими одновременно и ремонтом техники занимается, и за продажи отвечает. Те, кто совмещает несколько профессий, на европейском рынке труда в почете.
Дни тыквы отмечают на одном из немецких предприятий

А как идет подготовка кадров? Это белорусская делегация смогла узнать, когда посещала Берлинский университет имени Гумбольдта, среди выпускников которого 29 Нобелевских лауреатов. На факультете сельского хозяйства и садоводства сейчас учатся две тысячи человек.

Директор учебно-опытного хозяйства Белорусской государственной сельхозакадемии Михаил Гулый для себя отметил, что в Германии в приоритете именно практическая часть подготовки студентов, чего не всегда хватает у нас. Впрочем, в этом году академия пересмотрела график практических занятий, они уже стали более углубленными. Михаил Владимирович делится и другими наблюдениями:

— В Германии посмотрели, как развивается органическое земледелие. Но это направление пока нас затрагивает мало. Оно, скорее, подходит для более мелких производителей. Крупное хозяйство, а учхоз занимает 12 тысяч гектаров, на органическое пока перейти не может. Нужно понимать, что если переориентироваться на органическую продукцию, то резко снизится урожайность – в полтора-два раза. При этом цены на такой товар будут выше раза в два-три. У нас, к сожалению, пока не сформирован соответствующий рынок. Но если будет потребность в такой продукции, начнем развивать это направление. 

ДИРЕКТОР филиала «Мокрянский» Быховского района Алексей Кривулькин отметил хорошее техническое оснащение европейских хозяйств. В планах у руководителя по мере возможности обновить технику и в своем филиале.

После поездки над модернизацией производства задумалась и заместитель директора по сбыту и маркетингу ОАО «Рассвет имени К. П. Орловского» Кировского района Ольга Пищалина. 

Впечатлили ее показатели на роботизированных фермах. Экономика на польском государственном сельхозпредприятии Dluge Stare такова: после того как процессами стал управлять робот, молока в сутки на ферме стали получать на 500 килограммов больше, а отходы фуража  сократились с семи до трех процентов. И хоть стоимость робота немаленькая – 12 тысяч евро – ноу-хау окупается за полгода. Сейчас на ферме, где содержится 400 коров, работает их семь – они «отвечают» не только за надои, но и управляют кормовым столом. 

— Пока роботизированных ферм у нас нет, но направление это интересное. Понятно, с ходу все внедрить невозможно, нужны средства. К тому же у нас сейчас строится ферма на 800 голов, сдача запланирована на декабрь, — размышляет Ольга Ильинична. – Посмотрели мы также, как работают в Европе с альтернативными источниками энергии. В агрохолдинге MROZ S.A. есть биогазовая установка. С 2013 года такая действует и у нас. Это направление в Беларуси поддерживается: по указу Президента, применяется повышающий коэффициент, мы продаем электроэнергию на 30 процентов дороже, чем ее покупаем. Нам это выгодно, и здорово, что есть такая поддержка. А вот в Польше никаких льготных условий для этой сферы не предлагается. 

В ПОСЛЕДНЕЕ время в европейских сельхозорганизациях наметилась еще одна тенденция: производители продукции сами занимаются и ее продажей, и  переработкой. Заместитель председателя Белорусского крестьянского совета Леонид Матусевич приводит пример: в том же агрохолдинге MROZ S.A. построили новое предприятие быстрого питания. В секунду с конвейера сходит по два бутерброда. Спрос немаленький. Следовательно, у организации есть дополнительный доход.

Продвижением продукции аграрии тоже занимаются самостоятельно. На немецком предприятии SPARGEL HOF, в частности, для того чтобы рекламировать собственный товар, начали проводить тематические праздники. Собирают они до 8 тысяч человек. Среди таких имиджевых мероприятий – Дни тыквы. В этом году среди гостей на празднике была и  белорусская делегация.

Всевозможные композиции из тыквы, блюда из нее, конкурсы… Посетителей праздник собрал немало. Тем более что созданы все условия для одновременного отдыха и взрослых, и детей. Важная часть – знакомство с продукцией предприятия. Ее можно приобрести прямо во время форума. Кроме тыквы, организация занимается выращиванием клубники и голубики. Но главный продукт – спаржа, которая занимает 800 гектаров площадей. Также по всей стране открыто 100 фирменных магазинов. На предприятии подсчитали, что через собственную торговую сеть реализовывать продукцию выгоднее всего.

Еще один способ продвижения – развивать дополнительно туристический бизнес. Собственные агроусадьбы уже появились у крупных сельхозхолдингов. Выгода двойная: можно и на оказании услуг заработать, и на рекламе продукции сэкономить. Чаще всего усадьбы бронируются для проведения корпоративных мероприятий, семинаров, праздников и свадеб. Продукты для приготовления блюд, как правило, заказывают напрямую у сельхозорганизации. А это дополнительная реклама…

В ТЕМУ

12 ноября в немецком Ганновере откроет свои двери международная выставка сельхозтехники — AGRITECHNICA-2017. Во время масштабного форума будет презентовано свыше 2900 различных экспонатов и инновационных идей. Работать будет более 20 павильонов. Белорусский крестьянский совет с 11 по 18 ноября организует семинар в Польше и Германии, во время которого аграрии смогут посетить крупнейшую выставку. В программу также включено посещение эффективно работающих европейских компаний и учреждений. Заявки на участие принимаются до четверга.

borisovez@sb.by

Фото предоставлено Белорусским крестьянским советом
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter