Луч света

Кто поможет незрячему?

Кто поможет незрячему?


Симпатичная девушка ловко крошит огурчик для салата. Парочка за соседним столом играет в шахматы. Рядом блондинка бегло стучит пальцами по клавиатуре: набирает текст. Все эти люди — незрячие. Не с рождения: кто–то перестал видеть после болезни, кто–то — в результате несчастного случая. Им приходится заново открывать для себя мир. Этому учат в комнате реабилитации, созданной при Центре социального обслуживания населения Ленинского района Могилева.


Открытая дверь


Молодая могилевчанка Ирина первый раз пришла сюда около недели назад. Теперь бывает ежедневно.


— Меня Татьяна приводит, которая тоже тут занимается. Она хотя бы очертания предметов различает, а я вот уже 11 лет живу в полной тьме. Приходится заново учиться элементарным вещам. Видите, передо мной пластинка с отверстиями? Это я чтение осваиваю по точечной системе Брайля, — показывает девушка.


Жить полноценной жизнью, несмотря на недуг, здесь учат незрячих людей со всего города. Большинство из них когда–то видели этот мир в цвете.


— Курс реабилитации уже прошли 6 человек, еще 6 посещают занятия, — подводит первые итоги заведующая отделением дневного пребывания инвалидов центра соцобслуживания психолог Наталья Шейко. — С каждым занимаемся индивидуально. Многие замкнулись в себе. Наша задача — научить их ориентироваться в пространстве, ухаживать за собой, но главное — радоваться жизни.


Желания и возможности


Комната реабилитации поделена на зоны. Ирина занимается в учебной.


— С приобретением наборов для чтения, азбуки для незрячих нам помогла международная благотворительная организация «София», — директор центра социального обслуживания Людмила Степанюк благодарна партнерам за помощь. — И трости они подарили — легкие, удобные, складные. Есть еще «говорящие» книги — 10 дисков художественной литературы, специализированный компьютер со звуковой программой и режимом для начинающих. «Умная» техника не только озвучивает, какие клавиши и кнопки вы нажали, но и подсказывает, что делать дальше. А еще мы обязательно учим готовить, чтобы могли обслуживать и себя, и членов семьи.


В бытовой зоне, на столе, расставлена кухонная утварь: чашки, блюдца, необычные ножи. Мне объяснили: это специальные столовые приборы для слабовидящих и незрячих. Лезвия в них устроены так, чтобы человек не мог порезаться.


После «уроков», как и положено, — отдых. В игровой зоне — шашки, шахматы, домино... Играют с удовольствием. Шахматные фигурки, к примеру, различают по выемкам: на белых она есть, черные — гладкие.


А еще здесь есть уголок для... родственников.


— Адаптироваться нужно не только людям, потерявшим зрение, но и их близким, — уверяет психолог. — Согласитесь, не обязательно ведь на весь автобус кричать: «Расступитесь, я слепого веду!» Это унижает человека. Да и выходить из комнаты, где находится незрячий, молча нельзя: человек не должен говорить в пустоту. Кажется, «мелочи», но членам семьи к ним нужно привыкнуть.


Шаг за шагом


— По себе знаю, что слепота может быть незаметной для посторонних, если рядом — тактичный сопровождающий, — согласна с психологом руководитель комнаты реабилитации Маргарита Манкевич. — После рождения второго ребенка — дочери я почти полностью ослепла. До этого работала на большом предприятии, моталась по командировкам, во всех заводских конкурсах и шоу участвовала... После несчастья 8 лет из дома на улицу не выходила. Представьте себе, в голову лезли мысли о самоубийстве. 2 года назад сделала 5 операций, чтобы научиться различать хотя бы силуэты. Родные помогли справиться с бедой. Я многому научилась, теперь обучаю таких, как сама. А заодно и их близких. То, что со слепотой жизнь не кончилась, лично я осознала. Самое трудное — впервые попросить кого–то о помощи. После того как первый шаг сделан, на многие вещи начинаешь смотреть проще.


Чтобы чувствовать себя нужной, Маргарита Викторовна устроилась на работу. По заказу частного предприятия, где трудятся незрячие, делала несложные запчасти для одного из могилевских предприятий. Узнав, что в Бресте появились компьютерные курсы для слепых и слабовидящих, поехала учиться на оператора. За 4,5 месяца не только освоила компьютер, но и самостоятельно научилась читать по Брайлю. А по вечерам, после занятий... вязала крючком. 15–летняя дочь Ксения работу оценила: шикарный свитер! Собственно, ее мама всегда прекрасно шила, вязала и вышивала. Но — до болезни.


— Если человек что–то когда–то делал хорошо, то наверняка сможет вспомнить навыки и будучи незрячим, — уверена Маргарита Викторовна. — Появится у наших девчат желание — займусь с ними и рукоделием.


Желающих заниматься в комнате реабилитации немало: заявки подали 43 человека. Всего же в Могилеве проживают более 600 незрячих и слабовидящих людей. Людмила Степанюк уверена, что все они — потенциальные посетители занятий. Проблема в том, что не все еще о них узнали.


— Развесим рекламу во всех медучреждениях, — планирует свои ближайшие действия Людмила Степанюк. — Не будем ждать, пока нас люди сами найдут. Зачем терять время? Маргарита Викторовна созвонилась с директором предприятия БелТИЗ, где работают незрячие, выяснила адреса и телефоны тех, кто трудится на дому. Пойдем в гости, расскажем о себе, к нам пригласим. Человек должен осознать, что он нужен обществу и только от него зависит, какого качества будет его дальнейшая жизнь.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter