Несколько месяцев кряду уголовный розыск УВД Гомельского облисполкома шел по цепочке странной закономерности. Все началось в ноябре прошлого года, когда в Буда-Кошелевском районе сотрудники Госавтоинспекции остановили для стандартной проверки легковой автомобиль. Водитель без проблем представил документы, среди которых нашлось место и сертификату о прохождении технического осмотра. Здесь и возникли первые вопросы, рассказывает официальный представитель УВД Гомельского облисполкома Виталий Пристромов:
— Сомнения вызвал оттиск печати, поставленный на бланке сертификата. Он несколько отличался от подлинного. С этого момента оперативники начали проверочные действия.
В управлении уголовного розыска не скрывают, что собирали картину по деталям и мельчайшим зацепкам. Постепенно история с одним липовым сертификатом приобрела внушительный масштаб.
В центре внимания оказался 27-летний гомельчанин — водитель частной фирмы.
К слову, в прежние времена он не имел никаких проблем с законом. Почему вдруг потянуло на эксперименты, объяснил просто:
Но у близких оказались свои близкие.
И клише оттиска печати, изготовленное гомельским умельцем, быстрыми темпами пошло в народ. Сарафанное радио с невиданной скоростью разнесло весть по заинтересованным автолюбительским кругам. Спрашиваю в районном отделе Следственного комитета, который сейчас ведет разбирательство по этому делу:
— Ладно родственники. Но чтобы десятки человек воспользовались услугой! Это какую же рекламную кампанию нужно развернуть?
— Ничего удивительного. Берем пригородную деревню N, в которой сертификаты получили распространение. Все друг друга знают. Автолюбители между собой общаются. Деревня все-таки. Один сказал соседу, что есть такая возможность, другой — родственнику. Вот и потянулась цепочка.
Кстати, фальшивый сертификат — удовольствие не из дешевых. У “первоисточника” такая услуга стоила от 50 до 70 рублей. Если через “посредников”, то цена могла подпрыгнуть и до 100 рублей. Все выглядело достаточно убедительно. Бланки-то были подлинные. По действующим правилам, для прохождения техосмотра водители получают этот документ на руки. А уже после благополучного совершения официальной процедуры в сертификат ставится печать, делающая документ подлинным. В ключевом звене и срабатывал липовый механизм, который запустили в жизнь гомельский водитель и пятеро его добровольных помощников. Начальник управления уголовного розыска УВД Гомельского облисполкома Виктор Чикунов рассказывает подробности:
В их действиях, как и в действиях непосредственных участников группы, усматривается состав преступления по статье 380 Уголовного кодекса “Подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов”. Этот факт зафиксирован экспертными исследованиями, которые подтвердили, что оттиски были сделаны одной и той же печатью. Предварительно причиненный ущерб оценивается в 14 тысяч рублей.
Расследование в начале пути. Какой будет правовая оценка этому “бизнесу”, покажет время. Но вот что вызывает живой интерес. Отчего столько людей воспользовались довольно рискованной услугой? Выясняю на сей счет разные мнения: водителей, сотрудников ГАИ, милиционеров, работников службы технического осмотра... Расклад получается многоликим.
Есть категория водителей, которые понимают: их автомобили техосмотр просто не пройдут. Какие варианты? Или “бегать” от Госавтоинспекции, собирая штрафы, или обзавестись фальшивым сертификатом, опять же, до поры до времени, надеясь на чудо.
Есть и те, кто решительно экономит. Таких, к слову, большинство. Ведь техосмотр предваряет обязательная уплата государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Для примера: владельцу личного автомобиля с максимальной массой от двух до трех тонн в качестве пошлины нужно внести 8 базовых величин, а это 196 рублей в год. Не для всех одномоментно такая сумма подъемна. В итоге тот же вариант: или “бегать” от Госавтоинспекции, собирая штрафы, или...
Вопрос увязки госпошлины и техосмотра уже наболевший. Достаточно взглянуть на статистику.
По официальным данным, в стране зарегистрировано около 3,5 миллиона автомобилей. Если в 2015 году через станции техосмотра прошли 1,7 миллиона автомобилей, то в 2016-м — чуть более 1,5 миллиона.
О чем это говорит? О том, что без законодательных перемен вряд ли обойтись.
В Парламенте этой темой плотно занимаются. На сегодняшний день самым оптимальным законодатели видят такой вариант: отделить уплату госпошлины от процедуры прохождения техосмотра и взимать ее отдельным платежом за фактическое пользование дорожной сетью. Если человек пользуется машиной определенный сезон, он будет оплачивать сбор только за этот период. Контролировать же уплату предлагается с помощью ГАИ или камер фотовидеофиксации скорости. Специалисты заверяют, что в технической реализации такого подхода проблем возникнуть не должно.
СТОп, машина
В январе в Мозыре задержали 34-летнего местного жителя, который подделал оттиск печати и “помогал” знакомым уклоняться от прохождения техосмотра. К его услугам прибегали не только земляки, но и автовладельцы из других городов. Незаконная схема исправно действовала около полутора лет, пока клиенты не попались с фальшивыми документами. В отношении мозырянина возбуждено уголовное дело.
Кстати
В США автовладелец уплачивает транспортный налог при покупке топлива (около 15 процентов от стоимости). Кроме того, часть суммы взимается при покупке машины. В Дании, где экологию ставят на первое место, при регистрации авто водитель обязан внести в казну 105 процентов от стоимости машины. Плюс акцизом облагается и топливо. В близкой нам России сумма транспортного налога зависит от мощности автомобиля.
infong@sb.by