Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил перед парламентариями

Ложно понятая свобода оборачивается порой великой драмой

Выступая в  Госдуме России Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал ответы на многие злободневные вопросы современности. «СВ» публикует некоторые из них

500.jpg

– Мир, в котором мы с вами живем, нередко именуется постхристианским, а иногда и пострелигиозным. За этим термином кроется страшный диагноз духовно-нравственного состояния, в котором оказалось общество многих стран.

…Идея абсолютного ценностного приоритета свободы выбора… и отказа от приоритета нравственной нормы стала для западной цивилизации своего рода бомбой замедленного действия, поражающий эффект которой становится в полной мере очевидным лишь нам, людям XXI века, потому что наши предшественники, находясь под обаянием темы свободы, с легкостью поддерживали различного рода новшества, в том числе и законодательные, не задумываясь о том, что абсолютизация свободы выбора в отрыве от нравственных установок является смертельно опасной для человека и для общества, потому что выбрать-то можно и зло. Мы видим, какой драмой порой оборачивается ложно понятая свобода.

…Зачастую мировоззренческие взгляды на тему свободы врываются и в сферу права, внося огромное внутреннее напряжение в законодательную систему и пагубно влияя на личную и общественную нравственность. Примеры известны. Это и легализация так называемых однополых союзов, и узаконивание эвтаназии, и введение в общественную жизнь отдельных опасных элементов ювенальной юстиции. Все эти юридически закрепленные новации, противоречащие подчас не только нравственным ценностям, но даже общечеловеческому здравому смыслу и инстинкту самосохранения, получают все большее распространение и признание со стороны некоторых государств.
К сожалению, упомянутые поведенческие законодательные идеи сегодня пропагандируются и даже навязываются России.

…Не ставя под сомнение значение свободы, мы говорим о других ценностных приоритетах… Мы взяли этапы исторического развития России – Древняя Русь, связанная с Византией; Российская империя; революция; Советский Союз; новая Россия – и задали себе простой вопрос: а можно ли в каждом из этих исторических этапов выявить принципиально важное, что отличало ту эпоху, что сохраняет свою непреходящую ценность для современной жизни? И ответили: да.

Древняя Русь, Святая Русь – доминанта святости и высоты человеческого духа. Мы обозначили эту ценность словом «вера».

Российская империя, превратившая небольшую страну в колоссальную мировую империю от океана до океана. …Слово, которым покрывается эта реальность, – державность.

Затем революция. …Возникает вопрос: а что-то хорошее было, или только кровь, только влияние иностранных центров, только навязывание России иного, не свойственного ей в то время образа жизни? …Мы ответили: стремление людей к справедливости. А в советское время? …Никогда не надо забывать подвиг нашего народа, и не только военный подвиг. А те самые комсомольцы, которые на целину ехали, БАМ строили, не получая за это никаких наград и привилегий? Это чувство локтя, желание общими усилиями сделать добро для своей страны – солидарность.

И, наконец, новая Россия. …Именно в новой России мы стали делать акцент на правах человека, на правах людей, на человеческом достоинстве, на свободах. И мы обозначили эту эпоху словом «достоинство». И получилось – вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство.

Чуть раньше мы сформулировали еще более широкий перечень ценностей, лежащих в основе национальной идентичности. Кроме перечисленных это мир, единство, нравственность, честность, патриотизм, милосердие, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. В этом перечне присутствует и свобода – не как единственная или главенствующая и подавляющая все другие ценности, но как одна из многих важных базисных ценностей. …Те, кто хотел бы предать их забвению или принизить их, должны понимать, что ослабляют сложившийся веками общественный уклад, который создал наше общество и делает его стабильным.

Тенденциям хаоса и конфликта …мы противопоставляем великий религиозно-политический синтез, некий социальный идеал… Сегодня, описывая этот идеал на языке социальной философии, мы называем его «солидарным обществом», где ради достижения общего блага тесно сотрудничают между собой различные этнокультурные, социальные, профессиональные, религиозные и возрастные группы. В таком обществе сотрудничают, а не конфликтуют между собой народ и власть, не конфликтуют этносы и религии и даже политические партии...

…Полагаю, что в обществе, если хотите – в солидарном обществе, политические партии должны конкурировать не в смысле противопоставления различных ценностей – например, свободы и справедливости, державности и достоинства, – а в смысле их гармонизации, одновременного осуществления, воплощения в конкретных политических действиях и законодательных актах. Вот поле для политического плюрализма, потому что не могут люди одинаково мыслить: и по образованию отличаются, и по культуре, и по традициям, и действительно по политическим предпочтениям. Поэтому сфера политики – это надстроечная сфера. Базисная сфера – это сфера ценностей. И этот ценностный базис ни одна партия в России не должна разрушать, потому что тогда не будет России.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter