Ложка йода в бочке соли

Йододефицит нам больше не грозит
Йододефицит нам больше не грозит

Пять лет назад Всемирная организация здравоохранения решила, что именно в нынешнем году должны быть сняты с повестки дня все разговоры о йододефиците как о глобальной угрозе. Беларусь с заданием справилась, причем, как считают эксперты, лучше других стран СНГ.

Надо сказать, Беларусь испокон века была регионом с умеренным дефицитом йода, но во времена Советского Союза проблема достаточно успешно нивелировалась при помощи йодирования соли. Кризис разразился в смутные 90–е, когда в ход пошел йодид калия — нестойкая добавка с очень маленьким сроком годности, которая к тому же ухудшала внешний вид домашних припасов. Население, понятное дело, такую соль категорически не принимало и в результате все больше страдало от «скрытого голода» (так еще называют йододефицит). Казалось бы, йода нужно человеку самую малость — всего–то 3 — 5 г в течение жизни, но расплачиваться за недобор приходится по–крупному. Это больной вопрос для 153 стран и 1,5 млрд. землян. Ведь 53–й элемент таблицы Менделеева — один из незаменимейших, без него разрушается нервная система, можно оглохнуть, потерять память, стать слабоумным, заработать анемию или даже рак. Один корифей медицины так и сказал: рак щитовидной железы встречался бы вдвое реже, если бы была вовремя проведена йодная профилактика...

Нашим специалистам пришлось поломать голову в поисках выхода из ситуации, пока не был избран самый простой, дешевый и эффективный путь. То самое старое доброе йодирование соли, только при помощи новой добавки, лишенной всех минусов предыдущей. Простой — потому что при правильной технологии йод невозможно передозировать. Дешевый — потому что нет человека, который бы обходился без 5 — 15 г соли в день. Ну а об эффективности этого шага можно судить по данным анкетирования: более 85 процентов белорусов, опрошенных медиками, утверждают, что покупают йодированную соль. Только за последний год она потеснила обычную еще на 10 процентов и теперь занимает две трети рынка. Вот почему, как подчеркивают специалисты, по полезности многие отечественные продукты дадут фору привозным. Грубо говоря, если соль в белорусских сосисках йодирована как надо, то в российских зачастую или вообще не обогащена, или содержит пресловутый йодид калия. Неудивительно, что руководитель представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь Бранислав Екич не скупится на похвалу: «Помню те недалекие времена, когда в Беларуси из трех пакетов соли йодированной был только один, сейчас же — два из трех. А уж столько йодированных продуктов, как у вас, я ни в одной стране мира не видел — кефир, яйца, минеральная вода...». Главный врач Республиканского консультативного эндокринологического диспансера Татьяна Мохорт считает даже, что нам впору говорить о «йодном терроризме» — чрезмерном педалировании проблемы. У некоторых на почве агрессивной рекламы развилось нечто вроде фобии: вот люди и запивают йодосодержащий БАД йодированным молоком, для верности добавляя сверху еще и витаминно–минеральный комплекс. Хотя передозировка опасна всегда, в том числе и в борьбе со «скрытым голодом».

Есть у наших экспертов мечта — чтобы на полках магазинов было 90 процентов йодированной соли. К этому еще идти и идти, особенно если учесть, что в отдаленных районах она по–прежнему продается со скрипом, как десять лет назад. А вот специалистов по питанию больше волнует не количество, а качество. «Какой смысл соль одновременно йодировать и фторировать? Йод и фтор — антагонисты! Это просто перевод средств», — недоумевает заведующий кафедрой общей гигиены БГМУ Христофор Лавинский. Спору нет, тактически любую программу нужно время от времени корректировать. Главное, что стратегия оказалась верной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter