Куда, после Москвы, исчезнет бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден

Ловушка для «свободы слова»

Многослойная история о бывшем сотруднике ЦРУ Эдварде Сноудене примечательна своим символизмом...

Многослойная, как американский гамбургер, история о бывшем сотруднике ЦРУ Эдварде Сноудене примечательна своим символизмом. На поверхности мы наблюдаем чуть ли не голливудский боевик о том, что ЦРУ наняло на работу некоего студента по имени Сноуден и теперь гоняется за ним по всему миру. Он рассказал журналистам о том, как американские и британские спецслужбы перехватывают телефонные звонки и переписку пользователей интернета. Теперь разоблачителя разыскивают как особо опасного преступника, который раскрыл секреты государственной важности. Апогеем этого увлекательного детектива стали вчерашние кадры в московском аэропорту «Шереметьево», где Сноудена ждали журналисты со всего мира.


Эдвард Сноуден (на снимке) прибыл в Москву из Гонконга 23 июня. Сообщалось, что у него нет российской визы и он будет находиться в аэропорту «Шереметьево» до своего отлета на Кубу. В ожидании сенсации многие журналисты даже взяли билеты до Гаваны, чтобы первыми получить эксклюзивное интервью. Увы, их ждало разочарование, потому что на борту самолета Сноудена не оказалось. Впрочем, публика имела возможность наблюдать перипетии этой истории в прямом эфире. Она еще далека от завершения, но конечный маршрут беглеца не так уж и важен.


Очевидно, что история повторяется, и теперь уже окончательно в виде фарса. Первым был основатель сайта Викиликс Джулиан Ассанж, который был арестован якобы за сексуальные преступления, потом отпущен под залог, потом британский суд принял–таки решение об экстрадиции Ассанжа... В общем, довольно трагическая история, в результате этот интернет–журналист томится в посольстве Эквадора, давшего ему политическое убежище, как самый настоящий узник. Причем всем понятно, что он поплатился за то, что обнародовал сверхсекретные материалы о шпионских скандалах, коррупции в высших эшелонах власти, военных преступлениях и тайнах дипломатии великих держав...


Если в случае с Ассанжем был все–таки предлог — криминально–сексуальный — для преследований, то Сноуден застал своих бывших работодателей врасплох. Он в общем–то повторил то же, что и Ассанж, и теперь фарсовость его поимки вызывает язвительные комментарии даже в западной прессе. Кстати, как заявила вчера представитель Совета национальной безопасности Кейтлин Хейден, Вашингтон ожидает, что российские власти «рассмотрят все возможности», чтобы выслать информатора в США. Однако Москва гордо дает понять, что у России формально не было оснований для его задержания. «Сноуден не значится в международном розыске, что может быть основанием для задержания. На территории России он также не совершал никаких противоправных действий», — пояснил российскому информационному агентству неназванный источник в силовых структурах.


Позволю себе поразмышлять, в чем, собственно, проблема и почему другие страны не стремились помогать Соединенным Штатам в этом запутанном деле.


...Благодаря Сноудену стало известно, что в США действует секретная программа «Призма» (PRISM), которая позволяет спецслужбам собирать данные о пользователях интернета и клиентах крупных американских сотовых операторов.


Символична ловушка, в которой очутились сами Соединенные Штаты, все последнее время обличавшие и призывавшие другие государства к свободе интернета. Теперь они сами должны оправдываться и доказывать, что контроль в интернете — это залог безопасности государства. В принципе, с этим никто и не спорит, и только циничные двойные стандарты мешали признать, что теперь все мы в одной виртуальной лодке и должны выработать общие правила поведения в сети. А не так, как это было ранее, когда в одних странах экстремистские лозунги приветствовались и объявлялись свободой слова. А в других — в данном случае в своей собственной — виртуальный разоблачитель Сноуден объявлен государственным преступником. На самом деле все гораздо сложнее.


Проблема, и немалая, которая выявилась в беспрецедентном сливе в интернет служебной информации ЦРУ, заключается в системных рисках. Мы ясно увидели, что информационная система, жизненно важная для государства, циркулирует среди людей, каждый из которых, в свою очередь, может оказаться слабым звеном. Да, сегодня в мире аплодируют Сноудену как благородному герою, сделавшему «козу» самой могущественной разведке мира. А что если б слили не сведения о прослушке, а ядерные секреты? Да и насколько благороден Сноуден? Мы не знаем его мотивов, а верить прекраснодушным словам экс–сотрудника ЦРУ было бы наивно. Тем более что удар направлен в самое сердце Белого дома, в рейтинги Обамы, который должен оправдываться и перед американцами, и перед всем миром.


Как бы то ни было, Сноуден расшатал всю систему, на этот раз уже политическую, он подорвал доверие, вопрос о программе PRISM рассорил США и ЕС, дал дополнительные козыри в руки Китая и бог знает еще как скажется в международных спорах, где вся дипломатия функционирует в режиме «действие — ответ». Да и как не ответить, не указать американцам на собственные методы работы со «свободой информации», если до этого они позволяли себе в статусе ментора пропагандировать абсолютную виртуальную свободу — всюду, только не у себя дома. За что боролись, на то и напоролись, или, говоря дипломатично, получают симметричный ответ.


Хотя, как представляется, ни одно государство не хотело бы оказаться на месте США, где системный сбой проявился столь зримо и скандально. «Свободного интернета» нет ни в одной стране. Спецслужбы любого государства могут ознакомиться с информацией, оставляемой пользователями в сети. Такая практика легализована законодательством. Кстати говоря, шум вокруг откровений Сноудена выглядит достаточно странно, если вспомнить, что сразу после теракта 2001 года в США был принят так называемый Патриотический акт. В нем прямо сказано, что оперативно–следственные органы и спецслужбы США имеют возможность запрашивать информацию, а также получить доступ к личной почте тех, кого они подозревают в терроризме... Сам же Обама, отвечая на критику Ангелы Меркель по поводу программы PRISM, выразил уверенность в том, что можно найти баланс между стремлением к безопасности и свободе. Остается добавить, что право на этот баланс имеет каждое государство. И может быть, история со Сноуденом позволит наконец всем сесть за стол переговоров и выработать общие, приемлемые для всех принципы, рассматривая интернет через призму общих интересов.

 

Советская Белоруссия №115 (24252). Вторник, 25 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter