Ловушка для кошелька

Чтобы обуздать цены, нужно срочно пересмотреть антимонопольные законы

Для того, чтобы обуздать рост цен в Беларуси, необходимо срочно пересмотреть основные позиции антимонопольного законодательства

В Беларуси цены на товары часто выше, чем в Европе, — это ни для кого не секрет. Например, в Польше и Литве овощи и стройматериалы стоят меньше в среднем на 10 %, а бытовая техника — на все 30 %. Специалисты непреклонны в своих выводах: на соседних рынках продукция продается дешевле из-за развитого рынка и конкуренции. А у нас росту цен отчасти способствуют монополизация отдельных отраслей и протекционизм местных производителей. Впрочем, этот период в новейшей истории белорусской экономики подошел к концу. После вступления в силу постановления № 141 цены стали «свободными», и их уровень отныне будет определять конъюнктура рынка. И хотя многие не берутся прогнозировать, как поведут себя ценники в магазинах, сомневаться не стоит — отдельные товарные позиции в вопросах ценообразования гарантированно покажут отрицательную динамику.

Экономическая теория учит: традиционно монопольные сговоры разрушает здоровая конкуренция между продавцами. Белорусы до недавнего времени были лишены возможности наблюдать этот постулат в действии. Цены жестко контролировались государством, и совершать удобные для себя и для потребителя скачки по ценнику как вверх, так и вниз продавцы были просто не способны. Впрочем, прецеденты случались — касались они в основном рынков сезонной продукции. К примеру, нынешним летом цена на арбузы в Беларуси росла одинаково и одновременно на всех рынках по всей стране, пока их не начали продавать в супермаркетах. Ценники сразу резко пошли вниз. Специалисты из Департамента ценовой политики Минэкономики утверждают: теперь такие колебания цен должны стать для белорусского рынка нормой. После принятия постановления № 141, определившего переход отечественной розницы к «свободному» ценообразованию, цены в магазинах и на рынках должны будут формироваться исходя из конкуренции. Конечно, в стране все еще действует перечень из 50 позиций, на которые ценник по-прежнему устанавливает государство, но в целом поле для маневров у импортеров и продавцов появилось обширное.

Чиновники говорят, что «свободных» цен по потребительским товарам в условиях конкуренции бояться не надо. Ведь либерализация ценообразования, которой было решено ударить по кризису, будет полезным решением для бизнеса, производителей и в конечном счете — для потребителей. В свое время этот путь прошли все цивилизованные страны. Впрочем, при этом в Минэкономики не учитывают, что в действительности на рост цен в стране может оказать влияние еще одна движущая сила, которая на белорусском рынке пока имеет весьма серьезные позиции. Основная специфика отечественного розничного рынка заключается в том, что на нем не так уж и много товаров, поставка которых в страну осуществляется по большому числу каналов. Чаще всего речь идет о том, что отдельные продукты в Беларусь привозят два, максимум три импортера, а уж они вполне способны завышать «входные» цены как им заблагорассудится. При поставке в страну у поставщика чаще всего просят предъявить документы, в которых отражена отпускная цена товара производителя. Но никто не мешает импортеру договориться с последним о том, чтобы в документах была отражена цена повыше. В минувшем году после принятия постановления № 183, обозначившего размер предельных торговых надбавок для розницы и импортеров, такие явления стали почти нормой. В итоге, несмотря на то, что Минэкономики неоднократно заявляло: цены должны резко пойти вниз, в реальности ничего так и не подешевело. Наоборот, белорусов ожидал рост цен на компьютерные комплектующие, бытовую технику и электронику, фрукты, рыбу, элитный алкоголь и другие импортные товары.

Специалисты Департамента ценовой политики указывают: в отдельных отраслях рынка продовольственных и непродовольственных товаров сегодня имеет место монопольный сговор. Иными словами, монопольные импортеры товаров, относящихся к категории критического импорта, подкручивают ценники по своему желанию. При этом в ведомстве указывают на весьма прозаический факт — ну не могут цены на отдельные товары, поставляемые в Беларусь, быть одинаковыми до рубля по всей стране! Незначительные колебания цен все-таки должны присутствовать. Между тем риск в таких явлениях присутствует глобальный. Ведь рост цен вследствие ценовых сговоров является не только причиной для увеличения уровня инфляции, но и уменьшает покупательную способность потребителей.

В Департаменте ценовой политики отмечают, что в Беларуси в последнее время был принят ряд действенных мер по либерализации ценового и антимонопольного законодательства. Как подчеркнул глава Департамента Игорь Фомин, в стране проводится комплексная системная работа по улучшению инвестиционного климата, частью которой является и либерализация ценового и антимонопольного законодательства. «Среди мер, принятых в этой сфере и направленных на улучшение условий ведения бизнеса, можно назвать предоставление коммерческим организациям, которые находятся в населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. человек, права устанавливать и применять свободные цены на товары собственного производства, за исключением социально значимых товаров. Эта норма принята в 2008 г. и действует в течение 5 лет со дня создания таких организаций», — напоминает Игорь Фомин. Ряд важных мер по либерализации ценового законодательства предпринят и в текущем году. В числе последних преобразований — Указ главы государства от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции». Документ направлен на улучшение инвестиционного климата в том плане, что предоставляет полномочия антимонопольному органу заключать соглашения с организациями, которые включены в реестр организаций, занимающих доминирующее положение на рынке. Как только такая организация включается в такой реестр, она автоматически подпадает под ценовое регулирование. На сегодняшний день Департамент ценовой политики заключил пять таких соглашений с потенциальными стратегическими инвесторами. В частности, соглашения заключены на рынке мобильной связи, с производителем белья «Милавица» и другими компаниями.

Кстати, в Минэкономики подчеркивают: соблюдение ценового законодательства даже в условиях свободного ценообразовании должно быть правилом для белорусской розницы. С начала нынешнего года за грубые нарушения порядка ценообразования были аннулированы либо приостановлены лицензии на розничную торговлю у 75 субъектов хозяйствования. Но сегодня Минэкономики вопросы антимонопольной политики держит на особом контроле — ведь в Беларуси немало отраслей, где цены устанавливаются на приватных условиях. И хотя в настоящее время случаи нарушения антимонопольного законодательства являются единичными и имеют несистемный характер, не исключено, что со временем роль монополий на потребительском рынке может заметно усилиться.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter